Витебский вокзал в Санкт-Петербурге – шедевр стиля модерн, картинный зал, выставки, экскурсии

Витебский вокзал

Когда мы путешествуем, приезжаем в другой город, первое впечатление о нем мы формируем по виду аэропорта, вокзала или морского порта. Уже тогда можно понять, понравится тебе город, или не совсем. Вокзал Витебский, в Санкт-Петербурге, несомненно, визитная карточка для приезжающих. Это музей и целая история.

О вокзале

Витебский входит пятерку функционирующих вокзалов города. Он является старейшим вокзальным зданием города, является культурным наследием и находится под охраной государства. Витебский вокзал отправляет и принимает поезда дальнего следования. Также обслуживает международные маршруты: есть скорые поезда в Брест и Минск. Пригородные электрички едут в Павловск, Новолисино, Оредеж и другие населенные пункты. Каждый час через него проходят около тысячи человек.

Он отличается от остальных в городе отсутствием привокзальной площади. Недалеко от него расположен сквер, а также Военно-медицинский музей.

Сегодня в здание можно попасть только с одного входа – центрального. Здесь же пассажиры должны пройти через металлодетектор. Все это делается в целях безопасности.

Витебский вокзал

На сегодняшний день функционал Витебского вокзала достаточно широкий и отвечает всем требованиям пассажиров. Здесь есть и справочное бюро, парковка, камеры хранения, аптеки, туалеты, автоматы самообслуживания, магазины, кафе, бесплатный Wi-Fi, а также все необходимые мероприятия для людей с ограниченными возможностями. Здание работает в режиме 24/7.

Витебский вокзал достоин внимания туристов. Это первый железнодорожный вокзал страны. В архитектурном плане здание впечатляет своими формами. Гостям города однозначно стоит полюбоваться не только зданием вокзала, но и заглянуть внутрь и пройтись по залам. В одном из них стоит рояль, и проводятся концерты, интерьер вокзального кафе вас тоже впечатлит. Обо всем этом в нашем материале.

История

В XIX веке в России полным ходом велось строительство железной дороги. И уже к 1837-му движение на ней было запущено. Ее протяженность в направлении Петербург – Царское село составляла 25 км. В это же время недалеко от Введенского канала установили деревянную станцию. Первый паровоз, который отправился с этих путей, носил название «Проворный». Место машиниста занял Герстнер, к слову, он же являлся и руководителем строительства железнодорожного полотна. В первую поездку по новой дороге среди массы почетных гостей был и сам император Николай I.

Витебский вокзал потолок

Небольшое хрупкое сооружение с ходом времени и ростом пассажиропотока начало не устраивать местную власть. Поэтому спустя десять лет решили построить новое, более презентабельное и многофункциональное сооружение.

Новое здание вокзала построили рядом со старым. Но годы шли, пассажиропоток и требования росли. Это привело к необходимости усовершенствования двухэтажного вокзала.  И уже к концу XIX века начались работы по его доработке.

Официальное открытие вокзала состоялось 1 августа 1904 года. Автором проекта стал архитектор Бржозовский, при содействии Минашема. В это время Витебский вокзал назывался «Царскосельским вокзалом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги».  Позже в 1918-м его переименовали в «Детскосельский». И только с 1935 года он получил сегодняшнее название.

В начале XXI века, когда в Санкт-Петербурге праздновали его 300-летие, было принято решение о старте восстановительных работ здания. Они подразумевали:

  • Восстановление купола;
  • Покраска в желтовато-серый тон;
  • Воссоздание аутентичного стиля окон;
  • Обновление орнамента;
  • Оформление мраморной парадной лестницы;
  • Реставрация «Императорского кафе»;
  • Реставрация наружного металлодекора.

Летом 2001 года была введена автоматизированная система для контроля проездных билетов у пассажиров.

В 2003 году на главной парадной лестнице торжественно открыли бюст императора Николая I. Это знак уважение государю, указом которого была создана специальная комиссия по проектированию строительства железной дороги. Здесь же в здании вокзала установлен памятник руководителю строительных работ Герстнеру. Знак уважения Герстнеру можно найти на фасаде здания в виде мемориальной доски. Там же есть памятный знак первому поезду «Проворный».

Архитектура

Витебский вокзал

Витебский вокзал возведен в стиле  «модерн» по проекту академика архитектуры Бржозовского. Архитектура вокзала достаточно непривычная для тех времен. Необычность заключается в большом содержании металла. Наверху здание завершается куполом и башней с часами.

Во время его строительства были использованы многие технологические новинки для того времени.  Это и электричество, рельсы на втором этаже, а также лифт для пассажиров и багажа.

Снаружи здание богато украшено ковкой.  На башне можно разглядеть большое количество сов.  В главном зале на втором этаже находится настоящая картинная галерея с работами Самокиша и Самокиш-Судковской.

Окна балконов вокзала обрамлены узорчатыми решетками.

Картинный зал вокзала, выставки

Благодаря роскошному убранству здания, место отлично подходит для проведения выставок. Богатство внутреннего интерьера объясняется тем, что некогда отсюда отправлялись члены императорской семьи. Нередко здесь проходят различные фотосессии и киносъёмки. Отснятых в декорациях вокзала фильмов, насчитывается около двухсот. Среди известных фильмов – «Анна Каренина», «Брат», «Вокзал для двоих», «Улицы разбитых фонарей».

Витебский вокзал

Для того, чтобы проводить в его стенах фото-видеосъёмку или выставку, не обязательно останавливать жизнь внутри. Он не всегда переполнен, а в парадных вестибюлях не часто бывает многолюдно. Здесь же нередко проходят фотосессии у молодоженов. По средним подсчетам, фотосессия для новобрачных, протяженностью 60 минут, обойдется порядка 1500 руб.

Поднявшись по парадной лестнице на второй этаж, пассажиры попадают в картинный зал. Стены зала увешаны панно, изображения ярко отражают основные этапы развития железной дороги. Потолки украшают люстры из бронзы.

Зал выполняет особую функцию. Здесь часто проводят выставки и музыкальные концерты. Осенью 2018 года здесь прошла яркая модная выставка «История русского модерна», организованная Александром Васильевым. Она представляла собрание предметов одежды, аксессуаров, которые были характерны для времен Николая II и Александра III. Почему историк моды выбрал именно Витебский вокзал? Ведь он является живым представителем эпохи модерна, и внутренний интерьер гармонично сочетается с экспозицией, и дает возможность максимально донести тот посыл, который задумал автор выставки.

Интересные факты

  • Тот самый первый поезд «Проворный» прослужил 20 лет. Но до наших времен он, к сожалению, не сохранился. Однако к 150-летнему юбилею Российских железных дорог было решено воссоздать его макет.
  • Рядом с вокзалом возвели павильон, именуемый «царский». К нему проходила отдельная ветка железнодорожного полотна. По ней в город прибывал поезд, в котором передвигалась царская семья и приближенные.
  • Бытует легенда, касающаяся строительства вокзала. Согласно ей, проектированием первого отрезка пути, по которому должен отправиться первый поезд, занимался непосредственно сам император. Для выполнения задания у него была линейка, которая оказалась коротковатой. Когда император рисовал макет пути, его рука дернулась, и в конце отрезка получилось нелепое закругление. Он утверждал, что так и было задумано и приказал следовать разработанному им плану. Достоверна ли эта история или нет, точных подтверждений нет. Но, глядя на карту дороги, нелепую загогулину нельзя не заметить.
  • Вокзал стал стартовой точкой, откуда Ахматова и Гумилев пешком отправились на Васильевский остров в роддом, где родился на свет их наследник Лев.
  • В 1941 году со станции вокзала отправился бронепоезд «Балтиец». Его сполна оснащили зенитными пушками, он выполнял функцию обороны рубежей Ленинграда.

Где находится

Вокзал расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, Загородный пр-т, 52.

Как добраться

Доехать сюда легче и быстрее на метро. Ближайшие станции – «Звенигородская», «Пушкинская», «Технологический институт-2». Часто туристы пользуются наземными видами транспорта, также такси. Но в данном случае, чтобы избежать опоздания, лучше воспользоваться именно метро. Потому что движение в этой части города сильно затруднено, и есть риск провести много времени в пробке.

Цена билета экскурсии

В Витебском вокзале регулярно проводятся экскурсии, где можно узнать много об истории здания, пройти в главный зал и увидеть невероятные полотна, повествующие об истории строительства железной дороги.

Стоимость экскурсии составляет 600 руб. Экскурсии проводят в группе до 5 человек.

Фото

Видео

Приезжая в Санкт-Петербург, не поддавайтесь влиянию суеты. Оглянитесь по сторонам, посмотрите, в какое уникальное место вы попали. Это не просто железнодорожная станция. Это история, это прикосновение к тайнам великой царской династии в России. Витебский вокзал Санкт-Петербурга – один из красивейших вокзалов России. Даже если ваша поездка привела вас на другой вокзал, посмотрите и Витебский – достопримечательность Петербурга, пропитанная историей и императорской атмосферой.

Оцените статью
Ваш проводник по Санкт-Петербургу
Добавить комментарий