Невозможно представить Санкт-Петербург без знаменитого Исаакиевского собора. С колоннады храма преподообного Исаакия Далма́тского (официальное название) открывается прекрасный вид на панораму города, и все желающие могут увидеть великолепное наследие Петра Великого как на ладони.
Этот храм по праву стал одним из главных символов романтичного и славного города Петербурга. Исаакиевский собор является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии. Наша статья о величайшем храме не только города Санкт-Петербурга, но и России.
Об Исаакиевском соборе
Тенденции 18 и 19 века отразились на строительстве Исаакиевского собора. Мы можем увидеть, как прослеживается связь архитектуры со временем возведения храма. Освятили собор во имя Исаакия Далматского. Интересный факт: Пётр I, основатель Петербурга, был рождён в день поминовения св. Исаакия. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – это четвёртый храм, который был возведён в честь Дня рождения Петра Первого по проекту великого архитектора Огюста Монферрана.
История строительства
Сначала была построена Исаакиевская церковь, которую освятили в 1707 году. Для возведения первой церкви в 1710 году из Голландии прибыл зодчий Герман ван Болес. Церковь была временной постройкой, которая располагалась в деревянном амбаре для чертежей. Храм находился напротив Адмиралтейства Санкт-Петербурга. Это здание было простым, отделка скромной, без изысков. В этой же Исаакиевской церкви в 1712 году были обвенчаны Екатерина Алексеевна и Пётр I.
Однако, стремительное развитие города требовало создание церкви больших размеров. Уже в августе 1717 года правитель принял решение о постройке новой каменной церкви. Возведение новой церкви продолжалось целых 10 лет. Проект был составлен немецким архитектором Маттарнови. В проектировании храма участвовали такие известные специалисты того времени — Киавери, Земцов и Гербель.
Новая церковь получилась удлиненной. А шпиль церкви на колокольне с курантами походил на Петропавловский собор, который был построен по проекту Трезини. Но место для собора преподобного Исаакия Далма́тского было выбрано неправильно. Берег реки был не укреплен, поэтому грунт осел, своды и стены потрескались, фундамент постоянно размывался Невой. Здание в 1763 году пришлось разобрать и искать новое место.
Благодаря Екатерине II Исаакиевский собор было решено возвести снова. В 1768 году был утвержден проект Антонио Ринальди, в котором нашли своё отражение идеи барокко, и храм обрел 5 куполов и трехъярусную колокольню. 34 года строился Исаакиевский собор. Ринальди сменил архитектор Бренна, который занимался храмом при правлении Павла I. Он упростил и даже в чём-то исказил проект Ринальди, в результате чего храм получился приземистым и совершенно непропорциональным, что искажало парадный облик центра города.
С 1809 по 1813 год Александр I объявил конкурс проектов перестройки храма, и самое главное, что требовалось от архитекторов – это сохранение замысла великого Ринальди. Многие популярные современные архитекторы боролись за право перестроить Исаакиевский собор и снискать мировую славу. Из всех вариантов выбрали проект юного архитектора из Франции – Огюста Монферрана. Теперь общий вид стал органичнее, и проект был окончательно утвержден императором.
И снова длительное строительство собора, на этот раз ещё более долгое. Архитектор Монферран целых 40 лет до 1858 года строил Исаакиевский собор. Это была действительно важная веха в истории русского зодчества: задача была сложной, а сама идея – грандиозной. Чего стоит один фундамент – пласт кладки из камня высотой около 8 м, укреплённый металлическими сваями в количестве 24000 штук!
48 колонн из гранита также уникальны и имеют свою историю. Их выламывали вручную по идее каменотёса Самсона Суханова из Вологды. Монолиты для будущих колонн были вырублены недалеко от Выборга в карьере Пютерлакс. Доставка в Санкт-Петербург происходила посредством буксирных судов на баржах.
Установка колонн тоже была сложной работой: для этого создали специальные строительные леса, включающие в себя систему блоков и 16 поворотных кабестанов. Благодаря этой оригинальной идее рабочие смогли всего за 40 минут поднять и установить огромную колонну высотой 17 метров, которая весит 114 тонн.
При установке первой колонны в 1828 году, за процессом наблюдал Николай I и иностранные гости. Зрелище было поистине впечатляющим, посмотреть пришло множество местных жителей и даже иностранных учёных, ведь это было большим достижением в строительстве.
Стоит отметить, через какие тяжелые испытания пришлось пройти собору в дни блокады Ленинграда. Его сохранение как одного из ценнейших памятников архитектуры и искусства было важнейшей задачей. Но здание сильно пострадало от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода. В июле 1941 года Исаакиевский собор был закрыт. По распоряжению Ленгорсовета от 15 июля 1941 года в нём было создано Объединённое хозяйство музеев. Внутри собора собрали экспонаты из дворцов и музеев – всё то, что не успели отправить за пределы северной столицы. Лишь в 1948 году забрали все экспонаты из собора. Тогда приступили к полной реставрации Исаакиевского собора, которая длилась 16 лет.
Исаакиевский собор, который сделан по проекту Монферрана – крупнейшее купольное сооружение в Европе. Цифры, которые подчеркивают грандиозность этого храма:
- высота 101,5 м
- ширина 97,6 м
- длина 111,28 м
Интерьеры Исаакиевского собора
Внутреннее убранство величественного храма выглядит ещё красивее и масштабнее, чем снаружи. Здесь находятся три алтаря, главный из которых посвящен Исаакию Далматскому, левый – мученице Екатерине, а правый – Александру Невскому. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка. Облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами в стиле русской мозаики.
В отделке использованы ценные камни: лазурит, малахит, шунгит и другие. Есть несколько отдельных сюжетов, которые сделаны с помощью мозаики из стекла, камня и позолоченной бронзы.
В Исаакиевском соборе представлены известные картины: более 150 шедевров живописи русских мастеров. Здесь можно встретить работы многих русских художников XIX века: Бруни, Брюлов, Рисс, Бурухин и других. Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Петрович Витали. Его привлёк к работе Монферран. Витали создал уникальные двери храма. За образец Монферран выбрал «Золотые двери» баптистерия работы скульптора Гиберти. Для Исаакиевского собора была выполнена их точная копия в натуральную величину, Витали отлил их из бронзы. Изображения святых на дверях портретны. За прообраз скульптор брал образы рабочих, которых Витали зарисовывал проходя по стройке.
Окно главного алтаря украшено витражом, что является нехарактерным элементом для православного собора. На витраже мы видим сцену воскрешения Спасителя. Размеры стеклянного шедевра — 28 квадратных метров и этим мы обязаны творчеству мастеров из Германии.
Важная святыня собора — икона Тихвинской Божией Матери. Икона стала известной в год освящения церкви (1858 г.). 5 марта 1859 г. по распоряжению митрополита Григория икону перенесли в Исаакиевский собор.
Внутренняя скульптура создавалась командой Витали и расположена на иконостасах в купольном барабане и на сводах. Величественно выглядят 12 ангелов, которые украшают барабан главного купола.
Расписывать Исаакиевский храм было трудно, так как из-за петербургского тяжёлого климата классические фрески не подходили. Поэтому решили расписать своды маслом. Но это тоже не помогло, потому что краска очень плохо сохла и отставала от стен. Тогда приходилось заново писать огромные полотна. После долгих мучений в 1855 году изобрели нужный состав, который отлично подошёл климату Петербурга. Мозаики из цветного стекла, камня и позолоты создают впечатление возвышенности и одухотворенности.
Создание росписи плафона Исаакиевского собора поручили обладателю нескольких наград от Академии художеств Карлу Брюллову. Это самая масштабная живописная работа в храме площадью 816 кв. м. В процессе работы живописцем были созданы сотни эскизов и набросков отдельных персонажей и деталей. Роспись плафона называется «Богородица во Славе». По замыслу Брюллова здесь были увековечены святые — покровители императоров России: Иоанн Богослов, святой Николай, Иоанн Креститель, святые Пётр и Павел, Екатерина, Елизавета, Анна, Александр Невский и Исаакий Далматский, император Константин и святой Алексей. Лицу Александра Невского художник придал черты Петра I.
Архитектура Исаакиевского собора
Здание собора спроектировано в стиле классицизма, в котором уже проявляются новые направления: неоренессанс, византийский стиль и эклектика. Каждый из четырех фасадов украшен скульптурными сюжетами.
Возводилось оно очень медленно, из-за неопытности Монферрана со строительством Исаакиевского собора возникли проблемы, которые вскоре повлияли на архитектуру.
Когда здание начали возводить в 1819 году, уже через год проект был раскритикован членом комитета по делам строений и гидравлики Антоном Модюи. По его мнению, Монферран очень грубо ошибся, планируя устройство фундамента и столбов. Несмотря на их конфликт, вскоре он согласился с критикой Модюи и строительство было остановлено на время.
Стоит сказать, что фундамент закладывался 5 лет: более 12 000 просмоленных свай спрятали в глубоких траншеях основы, которые потом залили водой и спилили. Около 2 лет было потрачено на установку бортиков с гранитными колоннами.
Портики с восточной и западной сторон Исаакиевского собора имеют по восемь колонн, а с северной и южной – по шестнадцать: они оформляют Сенатскую и Исаакиевскую площади, а значит должны быть более торжественными.
Во фризе северного фасада помещена фраза « Господи, силою твоею возвеселится царь». Рельеф фронтона – работа скульптора Филиппа Лемера «Воскресенье Христа». Статуи 12 святых апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа, расположены на углах и вершинах фронтонов.
На западном фасаде расположен барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», который изготовлен скульптором И. П. Витали. В лице Феодосия изображен Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Смысл, который хотел донести автор – единение двух ветвей власти: царской и духовной. Поэтому портик и смотрит в сторону Сената и Синода.
На южном фасаде находится барельеф «Поклонение волхвов»: изображена Мария с младенцем, сидящая на троне, вокруг неё волхвы. Также на южном фасаде справа от фронтона расположена скульптура святого апостола Андрея.
Барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» восточного портика смотрит в сторону Невского проспекта. В центре находится преподобный Исаакий Далматский, который преградил путь императору Валенту и предсказывает ему скорую смерть.
На высоте более 40 м над фундаментом располагается колоннада из 24-х колонн. Стены храма сделаны из кирпича, укреплены раствором извести и коваными железными связями. Вместе с кирпичной кладкой делалась облицовка мрамором. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира.
Об огромном куполе стоит сказать отдельно. Купол представляет собой металлоконструкцию, которая снаружи покрыта листовой золочёной медью. Это уникальный случай, когда металлические конструкции были применены для того, чтобы перекрыть огромную площадь здания.
Главный купол был сделан из металла, а не из камня, благодаря этому он был легче. Прообразом стал купол Собора Святого Петра в Лондоне. На его золочение было потрачено 100 кг золота. Главный купол украшает роспись «Богоматерь во славе». Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах он простудился, заболел, не смог вылечиться и умер.
Интересные факты
- Когда проходил конкурс на строительство известного Исаакиевского собора, который объявил император Александр 1, очень много архитекторов того времени подали свои заявки – известные Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон. Но императору не понравился ни один из проектов. В итоге победителем стал Монферран, который был довольно молод и не так опытен в строительстве, но прекрасно рисовал и выделялся среди прочих именно этим талантом.
- Времена Революции и смены власти не пощадили Петербург, Исаакиевский собор не стал исключением. Он сильно пострадал, была разворована золотая и серебряная утварь, и православная церковь превратилась в музей, далёкий от религии. Гордостью антирелигиозного музея стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров.
- Когда Петербург был подвержен воздушным налётам во время Второй Мировой, немцы не целились в Исаакиевский собор, но его стены пострадали от взрывных волн в округе.
- Во время строительства храма среди народа распространились слухи, что архитектор Монферран должен был скончаться после того, как строительство будет завершено. На деле так и вышло. Великий архитектор Монферран прожил один месяц после того, как Исаакиевский собор освятили.
- До сих пор купол собора является самым большим позолоченным куполом в мире.
- В 2018 году в собор вернулись 3 уникальные иконы кисти художника Тимофея Неффа. Это огромные полотна, особенностью которых являются золотые фоны, выполненные из обычного речного песка и позолоченные.
- 1 октября 2021 года в Исаакиевском соборе обвенчался потомок династии Романовых Георгий Михайлович с итальянкой Ребеккой Беттарини.
- Уникальные строительные леса и механизмы для подъёма колонн спроектировал инженерный гений Августина Бетанкура.
Где находится
Адрес Исаакиевского собора: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 4, лит. А.
Расположение: центральная часть СПб, недалеко от Невского проспекта, Адмиралтейской набережной и Дворцовой площади.
Как добраться
- Чтобы добраться до знаменитого Исаакиевского собора, нужно пройти всего 500 м от станции метро «Адмиралтейская», после чего повернуть налево и прямо по улице Малой Морской следовать до Исаакиевской площади. Собор будет прямо перед вами.
- Если вы будете идти от метро «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская», вам потребуется пройти по переулку Гривцова, который приведёт к набережной реки Мойки, после чего свернуть налево, где уже через 50 метров вы увидите Исаакиевскую площадь с собором.
- Если добираться от станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», надо будет идти по Невскому проспекту до улицы Малой Морской, дальше как в первом варианте.
- Из других видов транспорта вы можете воспользоваться автобусами №3, 7, 22 и 27 и троллейбусами №1, 5, 7, 10, 11, 22.
Время работы
В 2022 году музей открыт с 10:00 до 18:00, выходным днём является среда.
Кассы перестают работать в 17:30.
Работа колоннады Исаакиевского собора:
- Индивидуальное посещение без экскурсии с 10:00 до 18:00.
- С 1 Мая по 30 сентября – ежедневно. С 1 октября по 30 апреля — третья среда месяца – выходной.
Вечерние программы Исаакиевского собора:
- С 1 Мая по 30 сентября Исаакиевский собор открыт с 18:00 до 21:30 без экскурсии.
- Работа кассы и приём посетителей с 18:00 до 21:00.
- Среда – выходной день.
Колоннада Исаакиевского собора (вечер):
- с 1 Мая по 30 сентября можно посетить с 18:00 до 21:30
- Работа кассы и приём посетителей с 18:00 до 21:00.
- Выходных нет.
Праздничные дни и каникулы:
- В школьные каникулы (кроме летних) и праздники (кроме 1 января) музей собора открыт без выходных.
- Время работы музея может быть изменено по техническим или другим причинам.
Время служб в Исаакиевском соборе:
- Литургия начинается в 8:00.
- Вечернее богослужение в 16:45.
- Службы в соборе проходят ежедневно, за исключением среды.
- Зайти на службу можно со стороны Адмиралтейского проспекта, вход свободный.
Цена билета в Исаакиевский собор
Если вы хотите приобрести полный билет в Исаакиевский собор, то он обойдется вам в 450 руб. (данные на 01.01.2022).
Вечером — цена 600 руб.
Смотровая площадка Исаакиевского собора
- Вместе с аудиогидом «Панорама города Санкт-Петербурга» стоит 300 руб.
- Вечером с аудиогидом – 500 руб.
- Комплексный билет, включающий в себя посещение Исаакиевского собора и колоннады на 1 персону, обойдется в 650 руб.
Кому полагается льготное посещение:
- Молодые люди от 7 до 18 лет — 200 руб.
- Если Вы являетесь гражданином Российской Федерации и Республики Беларусь: мужчина старше 60 лет — 200 рублей, женщина старше 55 лет — 200 руб.
- Студенты (курсанты), пенсионеры, аспиранты, ординаторы, адъюнкты и стажеры образовательных учреждений России и Беларуси 200 руб.
Право бесплатного посещения имеют:
- Дети в возрасте до 7 лет.
- Члены многодетных семей граждан РФ и Белоруссии (количество детей от трёх, не достигших 18 лет).
- Военнослужащие (призывники).
- Представитель туристической фирмы, который сопровождает организованную группу (при наличии договора экскурсионного обслуживания).
- Один человек, который сопровождает школьную группу (не менее 15 человек).
Бесплатный день – третий четверг каждого месяца для:
- Людей до 18 лет (граждане России и Беларуси)
- Учеников образовательных учреждений России и Белоруссии, а именно студентов, курсантов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, ассистентов и стажёров.
Фото
Видео
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры, шедерв монументальной живописи, мозаики и скульптуры. Пройдя такую большую историю, Исаакиевский собор остаётся одним из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Сейчас у каждого туриста и местного жителя есть возможность посетить эту визитную карточку Санкт-Петербурга. Если захочется, то познакомиться с его историей и судьбой посредством аудиогида или на экскурсии.