Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – лучшая информация для интересного посещения
«Архитектура — это застывшая музыка». Знаменитую фразу Фридриха Вильгельма Шеллинга теоретика искусств из Германии, как нельзя кстати и точно можно применить к Екатерининскому дворцу в Санкт-Петербурге.
Дворец поражает своим великолепием, легким изяществом и безупречным оформлением внутренних интерьеров. Он изысканно красив, а история дворца полна тайн и загадок, что без посещения объекта не обходится ни одна обязательная туристическая программа. Сейчас дворец по праву считается объектом культурного наследия России. Это памятник мировой архитектуры и ландшафтного искусства.
О дворце
Расположен музейный и дворцово-парковый комплекс в 26 километрах от центра Санкт-Петербурга. Дворец также известен под названием Большой Царскосельский Дворец.
Приезжая в Царское село, попадаешь в атмосферу XVIII века, физически ощущаешь дух тех времен. Обстановка дворца и парка переносит в прошлое, когда шли грандиозные войны, свершались великие географические открытия, тайные интриги вели к дворцовым переворотам.
Помпезная и в то же время изысканная летняя резиденция была центром политики российской империи. Здесь вершился удел стран и народов, а роскошные балы и приемы длились до утра.
Царскосельский комплекс затмевал своей роскошью и великолепием дворцы европейских королей и приводил в трепет и восторг всех, кому посчастливилось здесь побывать. Ведь только одного благородного металла на позолоту изощренных элементов украшений фасада было истрачено 100 кг.
История
Дворцовые постройки и парковые зоны были заложены в селе Сарская мыза, название происходит от финских слов Saari on myös — «возвышенное место».
На данном месте в допетровскую эпоху в 1609—1702 годы располагалась усадьба шведского магната. Эти территории принадлежали шведам.
История дворца начинается с1710 года, когда Петр I усадьбу подарил своей жене Екатерине. Первый дворец в «голландском» стиле возвел архитектор И.-Ф. Браунштейн в 1724 году. Резиденция представляла собой двухэтажные каменные палаты из шестнадцати комнат-светлиц. В августе, когда был устроен праздник в честь завершения строительства, сигналом к открытию дворца были пушечные выстрелы: «палили из 13 пушек трижды», писали летописцы.
Елизавета Петровна принимает решение перестроить дворец. Для выполнения задачи привлечены были многие ведущие архитекторы той поры:
- Михаил Земцов;
- Андрей Васильевич Квасов;
- Савва Чевакинский.
Однако ведущую и завершающую роль в проекте сыграл Франческо Бартоломео Растрелли. И 30 июля 1756 года царствующая особа со свитой придворных и иностранных гостей принимала свою новую, ослепительную резиденцию.
Екатерина ll прибегала к услугам шотландского архитектора Чарльза Камерона, когда занималась переделкой интерьеров дворца.
В годы ее правления, чертоги принимают оттенок модной в наступившем веке античной архитектуры. Екатерина Великая перестраивала дворец, делая его удобным для жизни и более скромными, чем расточительные архитектурные порывы Елизаветы Петровны. В своих мемуарах императрица даже пожурила предшественницу за необоснованное расточительство.
Во времена правления Александра l придворным архитектором становится Василий Петрович Стасов. Им создаются такие шедевры, как Парадный кабинет, и интерьеры нескольких комнат. Оформление залов было посвящено победе императора над Наполеоном Бонапартом.
Дворец сильно пострадал в годы немецкой оккупации, часть экспозиции удалось эвакуировать, частично экспонаты не удалось найти до сих пор. 575 предметов вернулись в родные стены в послевоенные годы.
Архитектура
Дворец был возведен в стиле присущем XVIII веку — барокко, который характерен световыми эффектами и контрастирующими декоративными украшениями.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761) архитектурное направление имело свое, особенное течение в русской архитектуре и называлось — Елизаветинское барокко. Зодчий дворца — российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры — Граф Бартоломео Растрелли. Годы строительства 1752–1756.
Дворец впечатляет посетителей величием и размерами. Фасад протянулся на 325 метров. Небесно-голубые стены, обрамлённые белыми колоннами и позолоченными лепными элементами дивной формы, создают возвышенное и торжественное настроение в духе характера «веселой царицы» Елизаветы Петровны.
Фронтон дворца дополняют, выступающие из стен мужественные атланты, маски львов и прочее скульптурное оформление.
Внутренние помещения расположены в виде парадной бесконечной анфилады, типичной застройки стиля барокко. Такое расположение залов характерно для европейских резиденций XVlll века. Дворец имел 58 залов, которые были уничтожены во время Великой отечественной войны. К настоящему времени отреставрировано и доступно для посещения 32 помещения.
Интерьер
Большой Екатерининский дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Внутреннее убранство интерьеров было разграблено, а само здание пострадало от пожара. Долго и кропотливо проводилась реставрация и восстановление утраченного. Последние масштабные реставрационные работы были завершены к 2021 году. Для осмотра туристов полностью восстановлены интерьеры таких помещений и залов:
- Портретный зал сохранил первоначальное убранство выполненное самим Растрелли. В зале демонстрируются портреты монарших особ;
- Арабесковый зал — представляет личные покои Екатерины ll, которые императрица использовала для приемов, игр в шахматы и шашки. Оформлен в восточном стиле.
- Картинный зал. Стены помещения от пола до потолка покрыты картинами, которые подставляют основные живописные европейские школы. Полотна были приобретены в 1745 году.
- Большой зал или Светлая галерея. Самый большой и роскошный зал во дворце, его площадь превышает 800 кв.м. Огромные окна, занимающие практически все пространство стен, впускали солнечный свет днем. Вечерами в галерее зажигалось 696 свечей, сиянье которых мерцало и отражалось в стеклах, зеркалах и позолоте лепнины создавая фантастическое зрелище.
- Кавалерская и белая парадная столовые, расположены по обоим сторонам от парадной лестницы. Кавалерская столовая выдержана в стиле барокко, изобилующая золоченым орнаментом;
- Китайская гостиная Александра l украшена предметами китайского и японского фарфора. Комната представляет личные императорские покои;
- Зеленая столовая. Нежно-зеленые стены столовой покрыты изящной белой лепниной. Покои создавались для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I;
- Малая белая столовая. В экспозиции столовой включены подлинные вещи и предметы, которые удалось сохранить в эвакуации;
- Официантская представляет собой одно из служебных помещений дворца;
- Буфетная. Стены комнаты обтянуты белым штофом в украшенных резьбой позолоченных рамах;
- Малиновая и зеленые столбовые. Название происходит от «столбов» — пилястр, которые поддерживают своды потолка. Имитированные колонны имеют насыщенный зеленый и малиновый цвет;
- Парадная лестница, созданная Ф. Растрелли, была уничтожена венценосной хозяйкой, новую парадную лестницу красного дерева сооружал архитекторЧ. Камерон;
- Стасовская лестница была возведена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым.
Янтарная комната
Самое знаменитое и известное помещение дворца — Янтарная комната. В 1716 году Петр l получил в подарок от короля Пруссии Фридриха Вильгельма l удивительный дар – панели, выполненные из янтаря для декорирования интерьеров. Они были не завершенными и смогли украсить дворец только при императрице Елизавете. Янтарное оформление поражало своими восхитительными рисунками и мастерством изготовления.
Во время Великой Отечественной войны декоративное оформление янтарной комнаты было похищено и вывезено захватчиками. Все попытки отыскать сокровище оказались тщетными. Однако кропотливый труд художников-реставраторов помог воссоздать Янтарную комнату, и она радует посетителей былым великолепием.
Лионский зал
Лионский зал дворца создан архитектором Чарльзом Камероном и является одним из самых безупречных интерьеров зодчего. Лионский зал входит в парадную анфиладу и создавался с особенным блеском и роскошью. Он получил свое название благодаря лионскому шелку, которым драпировались стены зала. Судьба зала, к сожалению, схожа с судьбой других помещений дворца. Великолепное убранство было утрачено в годы войны с фашизмом. Реставраторам дворцового комплекса удалось возродить прекрасные интерьеры зала, и он распахнул свои двери после обновления в апреле 2021 года.
Где находится
Екатерининский дворец находится в городе Пушкин по адресу: ул. Садовая, 7
Как добраться
Доехать до Екатерининского дворца можно на своем или арендованном автомобиле, или воспользоваться услугами общественного транспорта:
- Автобус – 187, маршрутное такси: К-342, отходит от станции метро «Московская»;
- Маршрутное такси: К-342, отходит от станций метро «Купчино» или «Звездная»;
- Маршрутные такси: К-342, К-286, К-287 от станции метро «Купчино».
Работа метро и общественного транспорта Санкт-Петербурга налажена хорошо, добраться из любой точки до Екатерининского дворца можно быстро.
Время работы
Часы работы музейного объекта различаются в разное время года:
- С сентября по апрель —с 7:00 до 21:00.
- С апреля по июль —с 7:00 до 23:00.
- Август — с 7:00 до 22:00.
Музей открыт для посещения ежедневно, кроме вторника.
Режим работы касс по продаже входных билетов: 9:00 — 19:00.
Цена билета
Стоимость билета:
- Взрослый билет — 700 руб.;
- Для пенсионеров — 350 руб.;
- Для военнослужащих, курсантов, членов союзов художников и сотрудников государственных музеев России — 350 руб.;
- Для подростков с 14 лет и студентов — 350 руб.
Входной билет предполагает посещение дворца с групповой экскурсией с гидом на русском языке. Иностранные граждане могут воспользоваться услугами аудиогида. Цена услуги 200 руб., плюс 1000 руб. залога.
Посещение Екатерининского парка входит в стоимость билета во дворец.
Бесплатное посещение
Бесплатный вход для всех лиц, не достигших 14 лет (без экскурсионного обслуживания).
Фото
Видео
Когда мы прикасаемся к прекрасному, знакомясь с архитектурными шедеврами, наслаждаясь великолепными произведениями искусства, мы возвышаемся духовно. Хочется приходить в такие места вновь и вновь постигая всю красоту и глубину творений мастеров ушедших эпох.