Известный французский поэт, прозаик и путешественник Теофиль Готье, побывавший в XIX веке в Петербурге, был поражен красотой российской столицы. Каналы и реки, на которых раскинулся город, напомнили ему итальянскую Венецию. С его легкой руки город Петра в народе стал называться «Северной Венецией», а великолепные мосты, как драгоценные ожерелья связывают берега водоемов. В современный архитектурный ансамбль города вписано около 350 мостов. Один из самых красивых, окутанный тайнами и легендами — Аничков мост.
Общая информация
Аничков мост был возведен одним из первых в столице, и перестраивался несколько раз. Сейчас это мост:
- Каменный, устои и промежуточные опоры выполнены из бута;
- Трехпролетный;
- Автодорожный и пешеходный;
- Арочного бесшарнирного типа;
- Соединяющий два острова — Спасский и Безымянный.
- По нему проходит городская магистраль — Невский проспект.
Длина сооружения – 54,6 м, ширина – 37,9 м. Мост насчитывает 8 полос движения. Материалом для его сооружения послужили кирпич и камень в обрамлении розового гранита. Перила выполнены из решетки чугунного художественного литья, изготовленные немецким архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем. На решетках изображен орнамент из чередующихся силуэтов морских коньков, русалок и прямоугольных меандр.
Каменная переправа не стала достижением архитектурной мысли, она была построена по типовому проекту подобных сооружений через реку Фонтанку. Однако шедевром моста, его изысканной гордостью являются великолепные скульптурные композиции русского художника анималиста Клодта. Скульптуры лошадей поражают своей реалистичностью, сквозь металл проступают натянутые мускулы напряженных животных. Кони для Клодта были предметом вдохновения.
Изначально было создано две группы, изображавшие братьев-близнецов Диоскуров, героев древнегреческих мифов сыновей Леды и двоих отцов Зевса и Тиндарея и укрощаемых ими коней. Облик коней ваялся с двух арабских жеребцов, обитателей царских конюшен. Скульптурными композициями предполагалось украсить Адмиралтейский бульвар на месте засыпанного канала. Но скульптор Клодт запросил огромную по тем временам сумму в 425 тыс. руб. Такая цена никого не устроила. На набережной неожиданно появились два сфинкса — скульптуры, привезенные из Египта.
В эти годы готовилась глобальная реконструкция Аничкова моста и Клодт предлагает императору Николаю l установить изваяния на этот объект. Император благосклонно одобрил предложение.
Первый бронзовый скульптурный ансамбль, отлитый собственноручно Клодтом в 1838 году, изображал юношу спокойно и уверенно ступающего рядом с конем, придерживающего его за уздцы. Второй бронзовый ансамбль, подготовленный к открытию моста в ноябре 1841 года, символизировал коновода, который с усилиями удерживал рвущегося и вздымающегося на дыбы коня.
Бронзовые скульптуры были установлены на устоях Аничкова моста в 1841 году с западной стороны, во время его открытия. Восточное окончание моста венчали, повторяющие сюжет, окрашенные под бронзу гипсовые копии, так как в металле скульптурные композиции отлить к открытию не успели. И Клодтом было принято решение временно воспользоваться эрзацем.
По замыслу автора скульптуры должны были быть парными с восточной и западной сторон и повторять сюжетную линию. Но в 1842 году только что отлитых «укротителей» император дарит прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Клодт создаёт новые скульптуры, но и их в 1844 году пару Николай I отправляет в подарок сицилианскому королю Фердинанду II Бурбону. На опустевших постаментах вновь водружаются гипсовые муляжи. Копии скульптур с лошадьми ещё отправились в Стрельну и Петергоф.
Клодт решает изменить сюжетные фабулы и готовит четыре композиции, отражающие разные истории. Каждая из скульптурных групп, выполненных в стиле классицизма, отображает одну из четырех стадий укрощения юношей дикого коня. Гипсовые копии окончательно уступили место оригиналам из бронзы в 1850 году.
История
До основания Санкт-Петербурга через болотистую речушку прокладывался важный тракт будущей столицы Невский проспект, на которой требовалось возвести постоянную переправу. И царь Петр I издает указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В 1716 году был возведен деревянный мост на опорах из свай, в длину он достигал 150 метров, а в ширину всего 6,5 метров. Деревянный мост был снабжен специальными щитами, которые снимали во время прохождения судов.
В 1737 году его расширили, а в 1741 году усилили из-за очень важного повода: по нему планировали провести 14 диковинных животных — индийских слонов, присланных в подарок персидским шахом российской императрице. После того, как Фонтанку стали «одевать» в каменные берега и сооружать набережные, возникла необходимость возведения моста из камня.
К разработке проекта и строительству приступили инженеры:
- Фридрих Вильгельм Бауэр;
- Иван Кондратьевич Герард;
- Пётр Корнилович Сухтелен;
- Карл Фёдорович Модерах;
- Иван Федорович Буттац.
Архитектурные решения выполнены В. И. Баженовым и Ю. М. Фельтеном. Возможно, в создании чертежей и планов принимал участие инженер из Франции Ж. Р. Перроне, но вопрос до сих пор остается спорным, так как документальные подтверждения факту отсутствуют. В 1785 году Аничков мост был перестроен и стал гранитным. Боковые пролёты нового моста облицовали камнем, а средняя, деревянную часть стали поднимать 2 человека с помощью специального приспособления. Таким образом, мост стал разводным. Но потом река обмелела и при очередной перестройке разводную часть убрали.
Проект переправы был стандартным, через Фонтанку было ещё 7 подобных мостов.
Увеличившееся количество транспорта стало создавать заторы для каменной переправы через Фонтанку, и в 1839 году император Николай I выпускает указ о перестройке моста. Первые пролетки промчались на Аничковом мосту уже в 1841 году, а в 1860 году по мостовой звонко зацокали подковы лошадей запряженных в конку.
С тех пор мост претерпевал множество доработок и реконструкций, последний ремонт состоялся в 2007-2008 годах.
Легенды
- Легенды и мифы окутывают Аничков мост с самого начала его основания. Даже спор о названии моста до сих пор не утихает. Есть мнение, что Аничков мост именуется от названия Аничковой слободы располагавшейся когда-то на берегах Фонтанки или по фамилии военного инженера Михаила Аничкова, Астраханский пехотный полк, которого занимался строительством моста.
- Самая красивая легенда, конечно, связана с романтикой. Она о безызвестной Анечке, любимой девушке то ли одного из строителей, то ли архитектора. История, как всегда, умалчивает пикантные подробности, но сентиментальная мелодрама закончилась плачевно, и якобы память о ней сохранилась в названии моста.
- Народный юмор неистребим и скульптурные группы послужили вдохновением для потешного названия моста. В народе его стали называть «мост 18 яиц», пытливый читатель попытается посчитать упомянутую сумму. Но дело в том, что до начала XX века на мосту было место постоянной дислокации городового, это обстоятельство не ускользнуло от шутника, придумавшего название. В наши дни можно услышать вариант «мост 16 яиц».
- Еще одна занимательная история связана с конными изваяниями моста. К слову, туристы могут проверить информацию, как говорится «на деле». Если посмотреть между ног статуе коня, в композиции «Юноша, берущий коня под уздцы», то вероятно в очертаниях проступит образ человека. На кого намекает скульптор неизвестно, в городе бродили слухи, что таким коварным образом Петр Карлович расправился со своим соперником, любовником жены. А может быть, лик принадлежит Наполеону Бонапарту или кому-то другому, как знать… Что за человек изображён, остаётся и сегодня загадкой.
Интересные факты
За свою более чем трёхвековую историю Аничков мост хранит десятки интересных, занимательных и поучительных историй. Вот некоторые из них:
- Кони на скульптурных композициях, направленные в сторону Адмиралтейства подкованы, а устремляющиеся по направлению к Литейному без подков. Объясняют такую разницу тем, что на Литейном располагались кузни, вот и идут в сторону кузнецов кони без подков, а в противоположную сторону уже подкованные.
- В XVIII веке речка Фонтанка была границей Санкт-Петербурга, а мост выполнял функцию пропускного пункта, подле него размещалась застава, где проверяли документы у всех въезжающих.
- Во время Великой отечественной войны, знаменитые скульптуры закопали в саду Аничкова дворца, чтобы их не повредили авиаудары. Такое решение было чрезвычайно правильным, мост пострадал от вражеских бомбардировок, до сих пор гранитное обрамление хранит следы от попавших в него снарядов. Их решили оставить в память защитников города. Аничков мост так стал представлять собой памятник блокадного Ленинграда.
- Из мостов первой застройки в Петербурге сохранилось всего три: Аничков, Ломоносова и Старо-Калинкин.
- Успех конных статуй был необычайно велик, отливки с изваяний установлены во многих местах России. Настоящее искусство не подвластно времени в 1900 году внук П. К. Клодта скульптор К. А. Клодт отливает статуи коней, водруженные неподалеку от Московского Ипподрома.
- Имя моста, так же как и сам мост, претерпевало модификации и изменения в течение всего существования. В 1739 году царским указом мост именовался Невским, но уже в 1747 году зафиксировано в газете «Петербургские ведомости» упоминание современного названия. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков нередко попадались варианты написания, такие как Аничкин, но потомки устроителя моста подали жалобу в городскую управу, и справедливое наименование было восстановлено.
Где находится
Аничков мост находится в Центральном районе Петербурга на Невском проспекте — на пересечении с набережной реки Фонтанки.
Как добраться
Добраться до Аничкова моста — культового места тысяч туристов можно пешком от станций метро «Маяковская», «Гостиный двор» или «Невский проспект», приехав по линиям 1; 2; 3 и следуя по Невскому проспекту в сторону моста. Или воспользоваться общественным транспортом: автобусами №191, 22, 24, 3, 7; троллейбусами №10 и; 22.
Фото
Видео
Приехать в Санкт-Петербург стоит по многим причинам. Одна из которых, это знакомство с поразительной историей и неподражаемым культурным наследством — Аничковым мостом.