Таинственность, романтика северных экспедиций, жгучие арктические морозы, отвага и мужество героев-полярников — вот о чем подумает каждый из нас, когда прочтет в путеводителе ледокол «Красин».
«Как алмаз стекло грызет,
Ледокол прорежет лед,
И сквозь бурю и туман
Путь отыщет капитан».
Василий Лебедев-Кумач о ледоколах
Уникальное судно «Красин», пережившее на своем веку смену эпох и поколений ныне представляет собой музей славной истории ледокольного флота.
О музее
У набережной Лейтенанта Шмидта обрел свой покой легендарный ледокол «Красин». Необычная и неповторимая история судна просто обязана была остаться в памяти народа. А как рассказать о ней емко, широко и полно? Создав музей на борту прославленного корабля.
Экспозиция музея на воде поведает о сложной, но полной ярких событий жизни ледокола. Посетители судна смогут познакомиться с предметами быта экипажа, приборами для полярной исследовательской работы. На стендах плавучего музея представлены фотографии и документы, бортовые журналы, навигационные чертежи. Гости музея могут посмотреть киноархивы, чудом дошедшие до наших дней редкие кадры.
Кроме постоянной экспозиции на борту ледокола «Красин» разворачиваются тематические выставки, проводятся лекционные заседания и научные конференции.
Музей предоставил свои судовые помещения и внутренние палубы для дислокации штаб-квартиры «Морское наследие России». А ежегодный фестиваль ледоколов никогда не обходится без «Красина» выступающего бессменным флагманом.
История
Со времен активного изучения Арктики Россия признавалась лидером освоения Северного Ледовитого океана и прилегающих территорий. Большая протяженность северных морских путей и обширные площади неосвоенных прибрежных полярных земель послужили предпосылками для создания ледокольного флота в России. Морские пути, как правило, использовались для перевозки грузов и торговли, а скованность льдами северных морей, на протяжении девяти месяцев сильно уменьшало время для судоходства.
Пока человечество не научилось создавать ледоколы, покорять безбрежные арктические просторы было бесплодным занятием.
В 1915 году совет Министров Российской империи принимает решение и развернутую программу о строительстве ледокольного флота.
В начале 1916 года начинаются работы по созданию ледокола «Святогор» (чуть позже ставший «Красиным»), прототипом которому послужило ледокольное судно «Ермак» спущенное на воду 17 октября 1898 года, но с более мощным двигателем.
- Первоначальные двигатели были рассчитаны на твердое топливо — уголь, после капитальной реконструкции 1957 года, для движения корабля использовался мазут;
- При спуске корабля на воду был задействован движитель с 1 винтом фиксированного шага имеющий 4 лопасти. З-винтовым движитель заработал после модернизации 1957 года;
- Для защиты от сдавливающей силы ледового панциря корпус судна оснащен ледовым поясом, ширина которого составляет — 3 метра;
- Корпус корабля имеет 11 отсеков.
- Ледокол имел автономность 1 месяц при полной загрузке углем 100 тонн.
Ледокол был заложен на верфях фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd., в Великобритании, в городе Ньюкасле. Спустили его на воду в августе 1916 года. Так начался славный путь корабля.
Сразу же ледокол включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана, и он обеспечивал прохождение английских кораблей с военными грузами на борту в порт Архангельска.
После октябрьской Революции 1917 года началась военная интервенция на территорию молодого советского государства. Губернский комитет принимает решение перекрыть фарватер вблизи устья реки Чижовки для того, чтобы корабли английских интервентов не смогли проникнуть вглубь территории. Эта операция не смогла предотвратить захвата, интервенты проникли в Архангельск, а команда корабля была расстреляна.
Британские интервенты подняли корабль и задействовали его в работе порта, после того, как они не смогли укрепиться, и вынуждены были покинуть город в феврале 1920 года, ледокол «Святогор» покинул родной порт вместе с отступавшими.
В феврале 1920 года революционное правительство, после долгих переговоров с Англией, выделяет 20 000 фунтов стерлингов для спасения другого российского судна «Соловей Будимирович» дрейфовавшего во льдах недалеко от устья реки Индиги. У ледокол «Соловей Будимирович» закончилось топливо, и он не мог справиться своими силами. 19 июня 1920 года «Святогор» подошел к «Соловей Будимировичу» и началась перегрузка угля. На обратном пути «Святогор» сел на банку, а сопровождавшим его «III Интернационалу» и «Соловей Будимировичу» удалось сдернуть его с мели. После этой спасательной операции «Святогор» отправился в далекую Англию.
Но советское правительство не могло смириться с потерей самого мощного ледокола и в 1924 году предлагает правительству Великобритании выкупить корабль и к 1922 году при активном участии Красина, торгового представителя страны советов в Англии, судно вернулось к родным берегам. В честь него, совершившего почти невозможное, и было переименовано судно в 1927 году.
Мировая слава пришла к кораблю в 1928 году, когда он был задействован в спасении пилотов дирижабля «Италия». Члены международной экспедиции к Северному полюсу застряли на просторах ледяной пустыни после того, как потерпел крушение пилотируемый ими дирижабль. Всего в составе экспедиции было 16 человек, среди выживших был генерал Умберто Нобиле.
Только ледокол «Красин», смог добраться на место падения дирижабля, хотя на выручку экспедиции было выслано 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Это была беспрецедентная международная спасательная компания из, когда либо проводившихся до этого в Арктике.
Обратный путь для «Красина» ознаменовался новым спасением, корабль принял на свой борт полторы тысячи человек с тонущего немецкого судна «Монте Сервантес», который получил пробоины от столкновения со льдом и тонул.
Великая Отечественная война застала ледокол «Красин» на Дальнем Востоке. С дальневосточных причалов ему пришлось спешно добираться до северных морей сквозь Атлантический и Тихий океаны.
В охваченной вражескими налетами Арктике, ледокол совершает тяжелую работу по сопровождению судов с ценными для СССР грузами. Самый крупный конвой, времен Второй мировой войны был возглавляемым «Красиным» конвой PQ-15, в составе которого было 26 транспортных кораблей.
На судостроительном заводе в ГДР ледокол прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1950 году и стал электрическим дизель-ледоколом. До 1972 года выполнял привычную деятельность для судов его класса.
После был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию, оснащен соответствующим оборудованием и переведен в класс научно-исследовательских судов. На этом посту корабль проработал до 1990 года, а когда содержать ледокол стало экономически невыгодно, на его борту был организован музей.
В кино
О знаменитом судне в 2020 году на экраны вышел двухсерийный исторический фильм «Дважды рожденный» режиссера Григория Ожегова. В фильме были задействованы реальные исторические персонажи, их потомки, научные сотрудники:
- Внуки последнего морского министра Российской империи генерал-адъютанта, адмирала — И.К. Григоровича;
- Капитан Р.Р. Гайдовский — легендарный полярный капитан, участник полярных конвоев;
- Экспозиционеры «Музея Мирового океана»;
- Сотрудники «Северного морского музея»;
- Ученые, занимающиеся историей Российского и советского флота.
Участие «Красина» в фильме «Красная палатка» не состоялось по причине того, что после реконструкции и модернизации, облик судна мало был похож на тот, который оно имело в 1926 году, во время реальной спасательной операции. Вместо него снимали ледокол «Сибиряков», который ранее был финским и назывался «Яакарху»/Jääkarhu (то есть «Белый медведь»).
Интересные факты
За 70 лет служения ледокол «Красин» взламывал толстые льды, затонул поневоле, успел восстать со дна морского, участвовать в страшной войне, спасать людей, помогать перевозить грузы. Вся его жизнь сплетена из интересных историй:
- В 1976 году на верфи «Wärtsilä» (Финляндия) построили еще один дизель-электрический ледокол «Красин», но мощностью в 36 000 л. с., значительно превосходящей предшественника. Работает по настоящее время в порту приписки города Владивостока. Сыграл ключевую роль в операции в 2011 году по спасению рыбаков в Охотском море.
- В строительстве ледокола принимал участие инженер-судостроитель Евгений Замятин, впоследствии ставший широко известным писателем.
- Ледокол «Красин» один из судов, входящий во всемирную ассоциацию исторических кораблей. Организация насчитывает 175 кораблей разного назначения.
- «Красин» на протяжении нескольких десятилетий был самым мощным ледоколом среди кораблей своего класса.
Судьба корабля от начала и до настоящих дней наполнена драматическими событиями, но в то же время овеяна героизмом и величием.
Где находится
Ледокол «Красин» пришвартован у Васильевского Острова, Набережная Лейтенанта Шмидта, начало 23 линии, у Горного института, 2 лит Б.
Как добраться
Если вы выбираете метро, то ближайшая станция «Василеостровская», расстояние от станции 2,8 км, пешком порядка 30 минут. Городской транспорт автобус № 1 или маршрутное такси № 359 до остановки «Горный институт».
Время работы
К сведению туристов: в понедельник и вторник в музее выходной. Музей открыт для посещения со среды до воскресенья с 11:00 до 18:00. Купить билет можно до 17:00.
Цена билета
Цена входного билета:
- Взрослый — 300 руб.
- Студенты, школьники, пенсионеры, дети старше 5 лет заплатят — 150 руб.
Организованная экскурсия в машинное отделение:
- для взрослых — 400 руб.
- школьники, дети от 5 лет, пенсионеры, студенты — 200 руб.
Бесплатное посещение
Бесплатно смогут посетить музей: дети до 5 лет, военные, которые проходят срочную службу, военнослужащие принимавшие участие в боевых действиях.
Фото
Видео
Знать свою историю, гордиться ею — это значит изучать, познавать соприкасаться с легендарными памятниками славы, которые являются гордостью своей страны. Легендарное судно, более 50-ти лет бороздившее моря и океаны, ледокол «Красин» достойно вашего внимания.