Мраморный дворец является одним из главных достопримечательностей г. Санкт-Петербург. Архитектором Екатерина II выбрала Ринальди. Дворец был подарен Орлову – фавориту императрицы, который помог ей взойти на престол.
Есть версия, что Екатерина II самостоятельно разработала проект дворца и определила архитектурный стиль. Средств на строительство не жалели: гранит в нижней части, мрамор вместо штукатурки и для оформления внутреннего убранства. Поэтому дворец и назвали Мраморным.
О дворце
Мраморный дворец строили очень долго – целых 16 лет, настолько. Граф Орлов не дожил до конца работ. Тогда императрица решила выкупить его у наследников Орлова и подарила его своему второму внуку – князю Константину Павловичу в честь его бракосочетания.
В конце XVIII дворец служил резиденцией последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского. После его смерти во дворце проживали сын и внук Николая I. Они создали во дворце атмосферу творчества и живости: проводились литературные, музыкальные вечера, костюмированные балы и концерты.
В военное время помещения были отданы под здравоохранительную организацию для восстановления раненых. В постреволюционный период некоторое время проводились разного рода мероприятия и службы. С 1919 года по 1936 год здесь была размещена Академия истории материальной культуры.
Советское время превратило резиденцию в музей Ленина с броневиком во внутреннем дворике, стоя на котором он изрекал свои речи. В то время почти весь второй этаж перестроили, в итоге интерьер был утрачен. Сегодня вместо броневика стоит статуя правителя Александра III, восседающего на коне, ранее стоявшая на площади Восстания.
Теперь здание дворца отдано под Русский музей с регулярными выставками, концертными программами и встречами. В 1995 году в Мраморном дворце открылся «Музей Людвига в Русском музее». Потом во дворце была открыта еще одна экспозиция, представленная дарами коллекционеров братьев Ржевских – шедеврами живописи, искусства и графики.
Интерьеры дворца сохранились в декоре Мраморного зала и парадной лестницы, а также комнаты Константина Константиновича и его супруги.
История
В начале XVIII века на том месте, где сейчас стоит Мраморный дворец, располагался Питейный дом. Осенью 1716 года по проекту Трезини построили Почтовый двор.
Пожар, вспыхнувший в 1737 году, унес с собой около множество домов, в том числе и здание Почтового двора. Землю за Марсовым полем расчистили, но она достаточно долго пустовала. В 1768 году Екатерина II повелела отдать приказ о постройке величественного дворца из Мрамора в качестве презента-благодарности графу Орлову. Но ему не удалось пожить в новом дворце. Далее великолепный шедевр «пошел по рукам».
Русский музей, который сегодня расположен в помещениях данного исторического места, – самый крупный во всем мире музей с обширной коллекцией, размещенной в дворцовых интерьерах.
Выставки
Сейчас в историческом здании представлены постоянные выставки Русского музея, которые посвящены русскому искусству:
- «Иностранные художники в России 18-19 веков»;
- «Музей Людвига в Русском музее»;
- «Константин Романов – поэт Серебряного века»;
- «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских».
Кроме того, проводятся выставки различных живописцев России и Зарубежья.
Интерьер
Стилистика Мраморного дворца – образец раннего классицизма. Богатая внутренняя отделка помогает подчеркнуть мужество и силу духа своего владельца.
Грамотное сочетание камней, использованных для отделки, делает дворец особенно красивым. Различие цветов и фактур, разные сорта гранита, итальянского и карельского мрамора, уральских агатов придают ему выразительный облик. Медь для кровли изготовили в Сестрорецке, и ее качества хватило, чтобы простоять в целости более века.
Гранитный розоватый цокольный этаж перекликается с такой же гранитной набережной. Серый гранит использован для облицовки верхних этажей, а для портика был выбран тивдийский мрамор с розоватым отливом.
Для облицовки интерьеров дворца использовали цветной мрамор, но частые перестройки не позволили сохраниться всему мраморному декору.
Размеры внушающие: мощные своды дворца толщиной около 2 м, высотой 22 м, коринфский ордер верхних этажей – 12,5 м создают впечатление колоссальной мощности.
Главный фасад выходит в сторону сада, а над входом можно рассмотреть текст: «Здание благодарности». Ещё выше – небольшая башня с часами, по краям которой находятся фигуры «Верность» и «Щедрость» (скульптор Ф. Шубин).
Парадная лестница выглядит сдержанно. Там же расположены скульптуры, символизирующие различные возрастные периоды человеческой жизни. В пролете между 2 и 3 этажами расположены скульптуры Осеннего (мужская скульптура с виноградом) и Весеннего (женская скульптура с цветами и бараньей головой под ногами) равноденствия, на потолке – панно «Суд Париса» И. Криста.
Первый этаж дворца занимает церковь Введения Пресвятой Богородицы, кухонная зала, котельная и остальные служебные комнаты.
Парадная лестница ведет на 2 этаж с крупной анфиладой парадных залов, за которыми находятся покои графа Орлова.
- Лаковый – зал с деревянной отделкой: панно с изображениями подвигов Александра Великого (сейчас они в Эрмитаже);
- Собранный – подарок Екатерине Великой. Бархатные стены украшают императорские вензеля. Резной балдахин с портретом Екатерины, под которым стоит ваза с изображениями военных трофеев;
- Картинная галерея находится на юго-восточной части дворца. Экспозиция: более 200 работ популярных художников, около 100 портретов всех Романовых и остальных монархов тех времен, а также несколько конных портретов Орловых;
- Китайский – модная стилистика зала (шинуазри) делает его прекрасной столовой;
- Мраморный – наиболее красивый зал в Мраморном дворце. Брюллов перестроил его в двухсветный. Барельефы на стенах поначалу предназначались для Исаакия, в остальном отделка представлена мраморным декором. На потолке – плафон «Свадьба Амура и психеи» (С. Торелли).
Ещё можно посетить такие залы как: Белый, Зимний сад, Греческая и Дубовая галереи. На втором этаже расположены жилые покои, служебные помещения, комнаты для банных процедур и игровая.
В дворцовый комплекс входит также Служебный дом, стоящий восточнее. Эти два здания объединены решетчатой кованой оградой с позолоченными элементами декора.
Перед дворцом стоит конная статуя императора Александра III, созданная скульптором Трубецким. Монументальная статуя – выдающийся памятник скульптуры.
Легенды
Город на Неве преисполнен множеством тайн и легенд. Это, наверное, самый таинственный город в России.
- Существует легенда, что под Мраморным дворцом в фундаменте замурован сундук из мрамора с деньгами.
- Ещё бытует мнение, что в лабиринтах дверца есть крохотная потайная дверка, которая должна была служить дорогой императрице к возлюбленному – Григорию Орлову.
Где находится
Фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1, ближайшее метро «Невский проспект».
Как добраться
- От станции метро «Невский проспект::
Выходите из метро и направляетесь направо вдоль набережной Грибоедова, потом через Марсово поле до ул. Миллионная ко дворцу.
- Такси
Из любой точки города. Приложения: Яндекс. Такси, Убер, Таксовичкоф, Везет и т.д.
Время работы
Дворец открыт в дни:
- Понедельник – с 10:00 до 17:00;
- Вторник – выходной день;
- Среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00;
- Четверг – с 13:00 до 21:00.
Цена билета
- Для взрослых – 500 руб.
- Для студентов – 250 руб.
Фото
Видео
Памятник русской архитектуры конца XVIII века. В центре культурной столицы обязательно нужно посетить местным жителям и гостям города. Ознакомиться с основной частью коллекции и выставками будет интересно всем, кто интересуется историей и архитектурой Санкт-Петербурга. Главная художественная ценность – наружные фасады Мраморного дворца, сохраненные в неизменном виде до нашего времени.