Гатчинский дворец – одна из загородных резиденций императорской семьи, расположенная в пригороде Санкт-Петербурга. По своей известности и посещаемости уступает Петергофу и Екатерининскому дворцу, но станет настоящим открытием даже для искушенного путешественника. Необычный дворец-замок гармонично вписался в живописный природный ландшафт, а его архитектура и интерьеры демонстрируют эволюцию стиля и модных тенденций разных эпох. Не менее интересна история создания Дворца и его изменчивая судьба.
О Гатчинском дворце
Внешний периметр дворца состоит из Главного корпуса с двумя полукруглыми галереями. Центральная часть, Сигнальная и Часовая башни предназначались для парадных помещений и личных покоев.
Внимание! В летнее время открыт доступ на смотровую площадку Сигнальной башни. Попасть на нее можно, поднявшись по крутой лестнице в 190 ступенек.
Галереи вмещали в себя коллекции произведений искусства. Каре первоначально использовали для конюшен и кухонь, а позже тут были организованы комнаты для членов императорской семьи.
Центральный корпус символизирует собой эпоху Павла I. Перед входом находится плац, на котором проходили военные парады и учения. Поражает своим масштабом и высотой цилиндрического свода Вестибюль, расположенный на первом этаже. Отсюда в парадные залы 2-го этажа ведет Парадная лестница. Ее широкие ступени обрамлены кованными решетчатыми перилами. На промежуточной площадке расположены входы в Арсенальную и Чесменскую галереи и в парадные помещения.
Аванзал, служивший приемной, начинает череду парадных залов, нанизанных на одну ось, словно бусины. Далее следует торжественный Мраморный зал – столовая, переходящая в главный тронный зал Павла I. Откуда можно попасть сразу в два помещения – Белый зал (самый внушительный и эффектный парадный зал центрального корпуса) и Малиновую гостиную (любимую комнату императрицы Марии Федоровны). За гостиной расположена опочивальня императрицы, туалетная, овальный будуар и кабинет.
Симметрично по обе стороны от центрального корпуса полукругом располагаются галереи.
При перестройке дворца в середине 19 века Арсенальное каре было превращено, по сути, еще в один дворец. Тур расположены Китайская и Готическая галереи, Театральный и Арсенальный залы, дубовый кабинет, а также покои и кабинеты Николая I, Александра II и Александра III.
В кухонном каре обустроена действующая домовая церковь, обстановка которой сохранилась с 19 века.
Вокруг дворца раскинулся парк со множеством озер, каналов, проток и мостов. Часть парка создана по подобию регулярных английских садов с беседками и павильонами, скульптурными изваяниями и водными забавами. Нижний и верхний голландские сады поражают своими правильными геометрическими формами и разноцветным великолепием.
На берегах Светлого озера расположилось адмиралтейство и терраса-пристань, где ранее швартовались корабли Гатчинской флотилии. В летнее время тут работает лодочная станция.
К Гатчинскому парку прилегает территория Приоратского парка, в центре которого расположен одноименный Дворец. Он был создан по велению Павла I для Мальтийского ордена. Здание напоминает средневековый монастырь, а его стены построены из прессованной почвы. Это единственное сохранившееся землебитное здание в России.
История
В 1765 году императрица Екатерина Великая даровала своему фавориту – князю Григорию Орлову земли Гатчинской мызы. Первоначально постройка должна была стать загородным охотничьим поместьем, поскольку его владелец был страстным любителем охоты. Живописная местность, окруженная лесными массивами, родниковыми озерами и протоками, вдохновили архитектора Антонио Ринальди на создание неповторимого и уникального по дизайну загородного дома. Екатерина лично контролировала ход работ, которые велись на протяжении 15 лет. Однако, графу Орлову не довелось поохотиться в этих угодьях, он скончался до переезда в Гатчинский дворец. После смерти фаворита императрица выкупила дворец у рода Орловых и передала его своему сыну, будущему императору Павлу.
Во время своего правления Павел I выбрал Гатчину официальной резиденцией императорской семьи. После смерти Павла I в результате заговора его супруга Мария Федоровна осталась жить в резиденции. Именно ее завещание определило дальнейшую судьбу Дворца: он перешел в вечное владение Николая I и его потомков по мужской линии.
Николай I посещал Гатчину не часто. Его сын Александр II перевел сюда проведение Императорской охоты и проводил тут исключительно охотничий сезон.
При Александре III Гатчина вновь обрела статус основной загородной резиденции царской семьи.
После революции во Дворце открыли музей. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал. Долгое время резиденция находилась на консервации, далее на реставрации, и открылась для посетителей только 1985 году. На сегодняшний день большинство залов и павильонов отреставрированы, паркам вернули исторический вид, и комплекс снова радует своих посетителей выставками и экспозициями.
Архитектура
За все время своего существования здание Дворца несколько раз перестраивали. Первоначальные проект был разработан итальянским архитектором Антонио Ринальди. Здание напоминало итальянские палаццо в стиле классицизма: квадратный дом с роскошным фасадом, регулярным расположением окон, арочными галереями и внутренним двориком.
При императоре Павле I дворец был несколько перестроен в соответствии с модой того времени. Руководил работами архитектор Винченцо Бренна. Здание воплотило в себе черты классицизма и позднего барокко с элементами романтизма.
Самая масштабная перестройка произведена в годы царствования Николая I. Полностью были отстроены Кухонное и Арсенальное каре. В Арсенальном обустроили покои для императорских особ, а в Кухонном поменяли облик домой церкви. Центральный корпус отреставрировали и модернизировали – провели отопление, заменили паркет, но по возможности постарались сохранить неизменным в память о Павле I. Руководил работами архитектор Р. И. Кузьмин.
В то время в моде была эклектика – смешение разных архитектурных стилей. Апартаменты оформлены в стиле второго рококо. Парадный вестибюль и мраморная лестница в манере Ренессанса, театру присущи черты классицизма. Китайская и Готическая галереи оформлены в стиле ложной готики.
Архитектура Гатчинского дворца стала симбиозом талантов трех великих зодчих.
Интерьер
Каждая комната в Гатчинском дворце уникальна – смешение стилей, техник декоративных элементов разных стилей и эпох. Вереница парадных залов и галерей, опочивален и столовых, тронных залов и кабинетов, сменяющих друг друга, поражают изысканным и непохожим дизайном.
Аванзал — первый из анфилады парадных помещений Дворца. Главным убранством выступают большие живописные полотна. Наборные двери и паркет с рисунком двух пальмовых листьев воссозданы по эскизам Ринальди. Стены светло-фисташкового цвета украшены лепным декором из лавровых венков, шлемов римских легионеров, знамен и щитов.
Мраморная столовая – оформлена в стиле классицизма. Зал для торжественных пиров и балов разделен на две зоны – буфета и столовой. Зона буфета украшена мраморными полукруглыми низкими перилами с точеными балясами. Главный акцент смещен на каннелированные колонны из карраского мрамора вдоль стен и орнаменты в духе античных времен на мифические темы. Тут можно увидеть предметы из декоративной бронзы: подсвечники, часы, рамы зеркал и т.д. Паркетная кладка из красного, розового дерева, палисандра, клена и ореха создает замысловатые узоры.
Тронная Павла I – квадратная гостиная с застекленной дверью и выходом на балкон использовалась для аудиенций и приема послов. Пышная и торжественная зала украшена обилием резной позолоты и декора. Стены украшают французские гобелены ручной работы из серии «Страны света», которые идеально сочетаются с паркетным полом, набранным из ценных пород дерева. И венчает это великолепие резной золоченый трон 18 века.
Интерьер Парадной опочивальни Марии Федоровны выполнен в голубых тонах и отличается гармоничным сочетанием элементов отделки. Стены опочивальни обтянуты лионским светло-голубым с серебряными нитями шелком. Альков отделен от основной комнаты невысокой балюстрадой, за которой находится позолоченная кровать с балдахином. Стены украсили мраморные пилястры, расписанные в гротескном стиле. Зеркала, размещенные на противоположных стенах, создают иллюзию бесконечного пространства, в котором отражаются и повторяются все декоративные элементы опочивальни.
Оружейная галерея соединяет Центральный корпус и Кухонное каре. На стенах, обшитых древесиной редких пород, разместилась уникальная коллекция оружия, созданного прославенными оружейными мастерами. Каждый предмет является не только шедевром оружейного дела, но и предметом искусства: рукоятки и стволы украшены вороненой сталью, перламутром, слоновой костью и полудрагоценными камнями.
Декор Чесменской галереи прославляет победу русского флота в Чесменском сражении. Это отражено в динамичном рисунке паркета, лепных знаменах и в символической фигуре орла. В торце оборудовано хоральное пространство для военного оркестра.
Готическая галерея – находится в Арсенальном каре и эффектно отличается от других помещений дворца. Удлиненные пропорции галереи с готическими сводами, цветными витражами в оконных пролетах, дубовыми панелями, украшенными готическими узорами воссоздают интерьеры средневековых сооружений.
Все оконные рамы, двери, стеновые панели и паркет Китайской галереи созданы из отполированного дуба. Оконные проемы украшены цветными витражами. В галерее собрана коллекция китайского фарфора, лаковых изделий и мебели.
Белый зал является самым большим парадным залом дворца и предназначался для торжественных церемоний и празднеств. Высокие симметричные арочные проемы, огромные окна-двери, ведущие на широкий балкон, и пилястры коринфского ордена придают залу выдержанный и статный вид. Следует также отметить тончайший лепной декор из венков и цветочных гирлянд и прекрасные мраморные барельефы на античные темы.
Стены и мебель Ситцевых комнат затянуты и драпированы вощеным английским ситцем — чинзом. Яркий цветочный орнамент придавал комнатам яркость, красочность и уют.
Подземный ход ведет через дворцовые подвалы на берег Серебряного озера. Подвалы использовали с момента создания для хранения пищи и вина, а ход был одним из развлечений для знати. Благодаря конструктивным особенностям в подземном ходе создана невероятная акустика, где эхо от произнесенных слов повторяется до 4-х слогов.
Где находится
Адрес — Ленинградская область, город Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1.
Как добраться
На личном автомобиле по Киевскому шоссе, далее по трассе 41К-010 (Красное Село-Гатчина-Павловск).
На электричке от Балтийского вокзала до станции Гатчина Балтийская.
На автобусе от станции метро « Московская» до остановки «Дворец» №К-18А или до остановки «Гостиница» на автобусах №№431, К-18.
Время работы
Дворцовый парк открыт ежедневно с 6:00 до 22:00.
Гатчинский дворец – все дни, кроме понедельника с 10-00 до 18-00.
Сигнальная башня – с 01.05 по 01.11 в часы работы музея.
Приоратский дворец – со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00.
Цена билета
Гатчинский дворец: взрослый билет стоит 500 руб., для учащихся и лиц старше 65 лет – 250 руб.
Пиратский дворец: взрослый билет – 250 руб., учащиеся и лица старше 65 лет – 125 руб.
Посещение двух дворцов в составе экскурсии (ежедневно в 14:30, без рассказа о парадных залах гатчинского дворца) – взрослые – 300 руб., учащиеся и лица 65 лет и старше – 150 руб.
Сигнальная башня — стоимость посещения 120 руб.
Вход в Дворцовый парк свободный.
Фото
Видео
Помещение Гатчинского дворца и осмотр его комнат можно совместить с неспешными прогулками по садам дворцового парка. Это место лишено пафосности императорских дворцов и насквозь пронизано историей династии Романовых.