Крейсер Аврора — единственный в мире корабль-музей, который, несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор остается на плаву. Крейсер Аврора, словно машина времени, переносит посетителей сквозь века. Экипаж корабля несет свою почетную вахту, дежурный отбивает склянки, а выставочные залы наглядно и исторически точно погружают в атмосферу боевых событий и морского быта разных эпох.
О музее
Некогда легендарный боевой корабль Аврора сейчас является филиалом Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого. Свою историю музей ведет с 1709 года, когда была открыта первая в России «Модель-камера» — коллекция макетов отечественных кораблей, чертежей и инструментов. «Аврора» официально стала частью экспозиции в 1961 году. С 1960 года крейсер Аврора внесен в список объектов, имеющих культурную ценность и охраняемых государством.
История
В конце XIX века Россия нуждалась в дополнительных боевых кораблях. К противостоянию на Западе с Англией и Германией добавилась напряженная ситуация на Дальнем Востоке с Японией, после началась война. В 1985 году Балтийскому кораблестроительному заводу в спешке была заказана разработках 3 единиц бронепалубных крейсеров типа «Диана». И уже к концу года в эллингах Галерного островка началось строительство двух первых судов – «Паллады» и «Дианы».
Крейсер Аврора стала третьим и последним крейсером семейства «Диана». В отличие от старших сестер ее собирали на верфи «Новое Адмиралтейство».
Корпус «Авроры» имел три палубы: верхняя, батарейная и броневая. Четыре отсека между броневой и батарейной палубами (носовое, котельное, машинное и кормовое отделение) обеспечивали ее непотопляемость. Бронь толщиной от 38 до 65 мм защищала все значимые части. Три паровых машины обеспечивали суммарную мощность 11600 л.с. и позволяли развивать скорость до 20 узлов в час.
Артиллерийское оснащение состояло из:
- восьми 152-мм орудий с максимальной дальностью стрельбы до 9800 м;
- двадцати четырех 75-мм орудий с дальностью стрельбы до 7000 м;
- восьми одиночных 37-мм орудий Гочкиса;
- двух десантных 63,5-мм пушек Барановского.
Также имелся один торпедный аппарат и 35 мин заграждения. Крейсер был укомплектован двумя паровыми и двумя весельными катерами, а также парой весельных баркасов, вельботов и ялов.
Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн руб.
Крейсер Аврора спустился на воду 11 мая 1900 года. Еще два года потребовалось на монтаж энергетического оборудования, установку вооружения и устранение недостатков, выявленных при эксплуатации паллады и «Дианы». Но, несмотря на все старания, крейсер Аврора смог пройти ходовые испытания только с третьего раза, в июне 1903 года. После чего крейсер стали готовить к переброске на восток, в порт Суэц.
Но Авроре не суждено было дойти до пункта назначения. В январе 1904 года соединение, в состав которого входил крейсер Аврора, получило указание вернуться обратно на Балтику. Случилось это в связи с началом Русско-Японской войны. Так закончился первый поход легендарного броненосца.
Прибыв в порт приписки, крейсер Аврора был включен в состав 2-ой эскадры Флота Тихого океана и отправлен к берегам Японии для участия в активных военных действиях. У берегов Англии крейсер Аврора был обстрелян кораблями своего же соединения, открывшими огонь по рыболовецким английских лодкам, но больших повреждений не получил.
14 мая 1905 года крейсер Аврора принял участие в Цусимском сражении, в котором русская эскадра была полностью разгромлена. Три судна — «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» по приказу контр-адмирала покинули зону боя и смогли добраться до Филиппинских островов, где были задержаны американскими военными.
После окончания войны с Японией крейсер Аврора вернулся на Балтику, с 1907 по 1913 годы совершал учебные плавания в Средиземном и Южно-Китайском морях.
С началом Первой мировой войны «Аврору» снова призвали на военную службу в составе 2-ой бригады крейсеров. В эту бригаду объединили морально устаревшие корабли, построенные еще до Русско-Японской войны. В основном их использовали в качестве дозора. И лишь в 1916 году после переналадки орудий крейсер Аврора успешно отражал атаки низколетящих малоскоростных самолетов в Рижском заливе.
В 1917 году крейсер Аврора стал участником революционных событий. Есть версия, что по выстрелу с крейсера начался штурм Зимнего дворца. Этот выстрел оказался решающим в судьбе страны. Так Аврора стала символом революции.
После революции до 1923 года корабль Аврора находился на консервации и ремонте. После возвращения в Балтийское море крейсер с 1923 года до начала Второй мировой войны использовали в качестве учебного. Было совершено несколько тренировочных походов и учений в основном во внутренних акваториях СССР.
Во время Великой отечественной войны корабль Аврора включили в систему противовоздушной обороны Ленинграда. Часть артиллерийского оборудования демонтировали для использования на других кораблях или в сухопутных артиллерийских батареях. Оставшийся на корабле экипаж в 1941 году отражал налеты немецкой авиации, и даже сбил один вражеский самолет и принимал участие в обороне Ленинграда. Постоянные обстрелы привели крейсер в плачевное состояние и к концу 1941 года команду списали на берег, а Аврора осталась стоять на приколе без присмотра. После войны корабль был отправлен в доки для ремонтно-восстановительных работ.
В 1948 году корабль Аврора занял свое почетное место стоянки на Большой Невке напротив Нахимовского училища. Выбор стоянки был не случаен. Здание училища во время войны сильно пострадало, а на корабле функционировало инженерное оборудование, работали котлы, была оборудована кухня и каюты. Аврора использовалась курсантами- нахимовцами в качестве кубрика и учебных классов.
В 1950 году по инициативе офицеров открыли свободный доступ на корабль. Так началась история корабля-музея.
В 1960 году «Аврора» получила официальный статус корабля-памятника, а в 1961 году открылся музей на воде.
Корабль ветшал, и в 1984 году начался первый капитальный ремонт, который длился 3 года. Место стоянки не менялось. Корпус судна был заменен на новый. Реставраторам не удалось восстановить первоначальный облик корабля в связи с многочисленными предыдущими переделками.
С 1992 по 2010 годы корабль вновь нес службу в составе Российского ВМФ. С 2010 года по настоящий момент Аврора находится на балансе Центрального военно-морского музея и принимает посетителей. За время существования музей посетили уже более 28 миллионов человек.
Корму крейсера украшает новый орденский флаг, советские символы на крейсере, построенном для Российского императорского флота, после ремонта остались.
История названия крейсера
Название для крейсера выбрал император Николай II. Еще со времен Петра I существовала традиция – имя крупным и значимым кораблям Российского флота утверждает первая особа государства.
На столе Николая II оказался список из 11 вариантов, в числе которых кроме «Авроры» были «Аскольд», «Наяда», «Юнона», «Психея», «Гелиона», «Боярин», «Нептун» и «Полкан» и др. Но император выбрал богиню утренней зари, о чем собственноручно сделал пометку на полях.
Бытует поверие, что такое название Николай II выбрал в честь знаменитого парусного фрегата, состоявшего на службе Российского имперского флота с 1835 года по 1861 год. Предшественник легендарного крейсера был не менее знаменит. Дважды побывал в кругосветке, участвовал в экспедициях Балтийского флота, обороне Петропавловска и эвакуации Петропавловского гарнизона. И согласно еще одной традиции после списания его имя должно было быть присвоено кораблю рангом выше, а именно крейсеру I ранга.
Историки до сих пор не пришли к однозначному мнению, в честь кого был назван первый корабль «Аврора». В честь римской богини или светской красавицы Авроры Демидовой-Карамзиной, которая была придворной дамой, музой многих поэтов и художников той эпохи. А также поговаривают дамой сердца самого императора Николая I.
Крейсер «Аврора» в XXI веке
Нынешнему облику Аврора обязана последнему капитальному ремонту, проведенному в 2014 году в доках Кронштадтского морского завода. Для прохождения корабля в док был специально открыт Дворцовый мост. В ходе ремонта проведены работы, вернувшие крейсеру работоспособность систем и коммуникаций. Например, восстановлены дизель-генераторы, которые способны обеспечить «Аврору» автономной электроэнергией на 20 дней. Произведена замена забортной арматуры, электропроводки, насосов, системы пожаротушения и других узлов и агрегатов. Отремонтированы тиковая палуба и мачта.
Помимо механических, инженерных и плотницких работ частично отреставрированы внутренние помещения и восстановлен дизайн. Исторический облик вернули каюте флагмана. Полностью воссоздан православный корабельный храм с иконостасом. Храм был освящен и по церковным праздникам тут проходят службы.
На корабле несет вахту военный экипаж, который обеспечивает работу всех механизмов и оборудования.
Возрождена традиция принесения присяги на борту «Авроры» курсантами высших военно-морских учебных заведений.
В день Победы и в честь Дня Военно-морского флота на палубе судна с праздничными концертами выступает Академический ансамбль песни и пляски российской армии.
Что посмотреть
Экспозиция музея расположилась в 9 залах, 6 из которых доступны для самостоятельного посещения и 3 можно увидеть только в составе групповой или индивидуальной экскурсии.
Зал №1 занимает помещения бывшего карцера и боцманской команды. На бортах корабля размещены полотна художников-маринистов, на которых запечатлена история создания и боевой путь «Авроры».
У носовой переборки расположена диорама с кораблями революционной эскадры во главе с крейсером «Аврора».
Тут собраны все флаги, начиная с 1903 года, которые поднимали на флагшток крейсера.
Зал №2 расположена на батарейной палубе, где ранее находились матросские кубрики. Тут размещались 550 человек нижних чинов команды. Они спали на подвесных койках и принимали пищу, сидя за подвесными столами, которые можно увидеть на заднем плане. На обозрение выставлены личные вещи членов команды.
Тут же можно увидеть шпили, которые использовались для при выборке якорной цепи и приводились в движение вручную или при помощи электричества.
Обратите внимание на одну картину, на которой изображен командир корабля, которого убили в Цусимском сражении. Рамка картины сделана из куска корабельной брони, пробитой осколком снаряда.
Зал №3 посвящен периоду конца XIX — начала XX веков. Тут вы найдете информацию о морском ведомстве, его структуре и деятельности. Вы узнаете, какие предприятия и заводы участвовали в создании Российского флота. Как выливалась сталь, где делали торпедное и артиллерийское вооружение. Представлены программы развития и пополнения 1895 и 1898 годов. Рассказана история создания крейсера «Авроры» и детали первого боевого крещения — Цусимского сражения. Часть экспозиции посвящена организации храмов и проведению церковных служб на борту кораблей по время походов и службе священников на флоте.
Экспонаты зала №4 охватывают период истории, начиная с Первой мировой и до Великой отечественной войны. Представлены материалы об участии крейсера «Аврора» в боевых действиях, событиях Февральской и Октябрьской революций 1917 года и службе в мирное время.
Зал №5 посвящен событиям Великой Отечественной войны и участию «Авроры» в обороне Ленинграда. Экспонаты рассказывают о послевоенной судьбе крейсера до настоящего времени.
В зале №6 собраны подарки музею, в основном это голографические изображения кораблей, состоявших на вооружении Российского и Советского флота. В этом зале также проходят временные выставки.
В зале №7 выставлен восстановленный иконостас корабельного православного храма, а также собраны материалы, рассказывающие о морских соборах Санкт-Петербурга. Их строили в честь побед русского флота и в благодарность за покровительство.
Зал №№ 8 и 9 посвящены истории военно-морской медицины. На месте залов располагался хирургический пост. «Аврора» — первый в мире корабль, на котором был собран и установлен рентгеновский аппарат. Владимир Семёнович Кравченко был корабельным врачом, на крейсере во время Русско-Японской войны.
После возращения на родину он написал книгу «Через три океана. Воспоминания врача о морском походе», в которой достоверно и честно описал события, а также работу хирургов и санитаров на корабле. Именно наличие рентгеновского аппарата помогло медикам спасти жизни членов экипажа. Военные медики даже не печатали снимки. Они проецировали изображение на экран и переносили на бумагу места ранений и осколков. Это значительно сокращало время на медицинскую помощь. Аппарат можно увидеть в зале музея.
Легенды и интересные факты
За более чем вековую жизнь вокруг корабля сложилось множество легенд и мифов. Многие из них имеют реальную предысторию.
- Согласно последним историческим сводкам, холостой залп, раздавшийся с палубы «Авроры», на самом деле не был сигналом к началу штурма Зимнего. Это красивая легенда, взятая на вооружение советской пропагандой. На самом деле участия экипажа и судна в революционных событиях неоспоримо, но носило оно несколько иной характер. Матросы захватили разведенных юнкерами Николаевский мост и свели его проемы, тем самым обеспечив большевикам доступ на Васильевский остров из центральной части города и в обратном направлении. Залп тоже был, по контрольному выстрелу орудия Петропавловской крепости. Однако к штурму Зимнего эти выстрели не имеют никакого отношения, так как осада началась намного позже.
- Срок активной службы крейсера составляет 45 лет, что в почти в два раза превышает нормативный (25 лет).
- В 1946 году крейсер загримировали – ему добавили еще одну трубу и несколько орудий, переделали носовую часть и соорудили командирский балкон. Все это было нужно для съемок фильма, в котором «Аврора» сыграла не менее знаменитый крейсер «Варяг», затонувший в 1920 году.
- У экипажа существует уже более 50-летняя традиция — кормовые и носовые флаги всегда должны быть шелковые.
- На борту корабля во время Тихоокеанского похода находились 2 крокодила. Известны их имена Того и Сам. Один из крокодилов во время гуляния по палубе совершил побег – выбросился за борт. Второй погиб как герой при Цусимском сражении.
- Во время дружеского и делового визита в итальянский город Мессина экипаж крейсера оказался первым на месте пожара и спас город от разрушений. За что был награжден в знак благодарности 1900 апельсинами.
- «Аврора» — первый дважды орденоносный крейсер в истории светского Военно-Морского флота. Первый Орден Красного знамени вручен в 1927 году в честь 10-я Великой Октябрьской революции. На то время это была единственная и наивысшая награда в стране. Забавно, что на ордене изображен сам крейсер. В 1968 году состоялось вручение второго по значимости в стране ордена — Октябрьской революции.
- В 1957 году из орудий «Авроры» произведен еще один холостой залп. В память об исторических событиях 1917 года.
Где находится
Россия, город Санкт-Петербург, Петроградская набережная, слияние рек Большая Невка и Невы.
Как добраться
- Станция метро «Горьковская» – пешком 1, 5 км или трамвай №№6 и 40 до остановки «ул. Чапаева».
- Станция метро «площадь Ленина» — пешком 1,5 км или трамвай №6 до остановки «ул. Чапаева».
- От станции метро «Невский проспект» курсирует автобус № 49, до остановки «ул. Чапаева».
Время работы
Среда – воскресенье с 11:00 до 18:00.
Цена билета
Входной билет (без экскурсии) стоит для взрослых 400 руб. Для льготных категорий граждан: ветеранов боевых действий, чернобыльцев, пенсионеров, семипалатинцев, инвалидов III группы, учащихся, студентов- очников и аспирантов — 200 руб.
Участие в тематических мероприятиях — 400 руб., для детей до 7 лет — 200 руб.
Гостевое посещение мероприятий (присяга, концерты, посвящение т.п.) — 100 руб.
Единый билет для посещения Центрального музея и Филиала (действителен в течение 2-х дней)- 700 руб., для льготных категорий граждан — 300 руб.
Обзорная экскурсия в составе группы + 300 руб., для льготных категорий граждан + 200 руб.
Индивидуальная экскурсия (до 5 человек) + 2000 руб. с группы.
*Стоимость экскурсионного обслуживания оплачивается сверх стоимости входных билетов.
Бесплатное посещение
Льготные категории граждан имеют право на бесплатное посещение музея.
В любой день работы музея бесплатный билет предоставляется сопровождающим официальных групп, инвалидам I и II группы и дошкольникам.
Третий четверг каждого месяца право на бесплатное посещение имеют многодетные семьи, ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, сотрудники МО РФ; военнослужащие по контракту (младший и средний офицерский состав), студенты-очники и дети до 18 лет. Экскурсионное обслуживание оплачивается дополнительно.
Фото
Видео
Музей «Аврора» стал визитной карточкой Северной столицы. Ожившая история – так можно назвать легендарный корабль. Интересуетесь вы историей или медициной, кораблестроением или инженерным делом, мореходством или военными баталиями, религией или антропологий – посещение «Авроры» будет вам интересно и не оставит равнодушным.