Смольный Воскресенский собор был построен как главное сооружение Смольного монастыря. Кроме этого Смольный собор является главным храмом учебных заведений города.
История его названия уходит своими корнями в XVIII век. В том месте находился Смоляной двор, в котором производилась смола для Адмиралтейской верфи.
Знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли в 1748 году по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I начал строить монастырь в этом месте, который был назван Воскресенским Новодевичьим Смольным (в соответствии с названием местности).
По легенде Елизавета Петровна хотела в этом монастыре провести старость. Из монастырей Москвы и Смоленска сюда прибыли первые монахини.
После того, как императрица умерла, строительство было приостановлено. Монастырский Смольный комплекс новая императрица выделила под закрытый Институт благородных девиц, куда принимали детей-дворян от 6 до 18 лет. После окончания учебы их отправляли на службу при дворе.
Сегодня для всех желающих открыт не только Смольный храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров.
О соборе
Смольный собор – это центр монастырского комплекса, с церквями с четырех сторон, которые похожи на торжественные украшенные дворцы.
Расположен Смольный храм на левом берегу Невы и гармонично сочетает в себе элементы европейской и древнерусской архитектуры. Вид с обзорной площадки открывается прекрасный, по мнению гостей города Петербурга, намного лучше, чем с площадки Исаакиевского собора.
Фасад притягивает взгляд – изысканные линии, элементы оформления лепниной, фронтоны и люкарны.
Внутри храма есть небольшая экспозиция, посвященная его истории, а также макет собора. Каждая икона внутри оснащена информационным стендом, где можно ознакомиться с ее историей на нескольких языках (русский, английский и даже китайский). Также там добавлены тексты молитв, чтобы любой верующий мог пообщаться со святыми.
Недалеко от Собора подвешен отлитый в Воронеже колокол с иконографией, в нижней части которого можно увидеть названия основных университетов города.
Сад на прилегающей территории был разбит в 1810 году. Там были высажены деревья, проложили дорожки из дерна и установили изгородь. Какое-то время его обустраивали, высаживая дополнительные растения и добавив 4 фонтана. Сейчас этот Смольный сад стал памятником садово-паркового искусства, в котором стоят памятники Энгельсу и Марксу. В 2013 году высадили сакуру – подарок японской королевской семьи.
История
До того, как был построен Смольный монастырь, на этом месте находилось село Спасское. После основания города Петербурга там хранили и обрабатывали смолу для верфей Адмиралтейства. Оттуда и пошло название собора.
Далее Елизаветой был отдан приказ отстроить Смольный монастырь для девушек из богатых семей, в котором каждой девочке была бы положена своя комната, а для нее – отдельное здание. Ее желание было обусловлено тем, что в детстве она жила в Смольном (Девичьем) дворце на этом месте. Кроме монастыря для девушек императрица хотела, чтобы в ансамбле были храмы, колокольня и домовые церкви.
Проектом руководил великий архитектор Растрелли. Он принял решение, что не будет никаких крепостных стен, а над въездными воротами запланировал колокольню высотой 140 м.
Первый камень собора был заложен в октябре 1748 года с настоящей церемонией и 101 залпом из 20 пушек.
Перемены проекта
Приказ переделать проект был отдан Екатериной в 1749 году. По ее идее Смольный собор должен быть похож на Успенский с 4 малыми куполами и одним ведущим.
На строительство были приглашены тысячи мастеров и солдат, которые трудились без перерыва по много часов в день. Строительство было действительно настолько масштабным, что Елизавета была приятно удивлена. Она повелела отлить для колокольни самый большой колокол весом в 20 тысяч пудов и шириной 6,5 м, чтобы «переплюнуть» Царь-колокол в Москве.
Проект не раз был пересмотрен, а высота колокольни увеличена на 26 метров до 167 м, также малые купола были смещены к центральному. Кстати, архитектор С. Чевакинский вдохновился этими идеями и повторил их, воплотив в Никольском соборе.
Паузы в строительстве
Семилетняя война не позволила продолжать строительство, в итоге проект не был завершен. Когда Пруссия была побеждена, императрица передумала уходить в монастырь, а в 1761 году почила, поэтому освящение собора она так и не увидела.
Растрелли отбыл в Италию. Смольный собор стали строить дальше под руководством Фельтена. Еще через 2 года в 1764-1765 годах освятили храм святой Екатерины и церковь святых Захария и Елизаветы.
В годы правления Николая І вновь возобновили строительство храма, руководил работами архитектор Стасов. Он же отвечал за реставрацию, обустраивал интерьеры и присоединил новые корпуса.
1835 год был ознаменован тем, что Смольный собор освятил митрополит Серафим. В честь этого выбили бронзовую медаль с изображением собора и Иисуса, который благословляет детей. После работы архитектора Стасова ждала награда в 2 тысячи рублей серебром, которые он получил в течение 12 лет. Строился собор 87 лет и это самый долгий срок строительства. Церковный зал вмещает целых 6 тысяч человек.
Смольный институт благородных девиц
В 1764 году Екатерина ІІ учредила Смольный институт храма, который стал первым в истории нашей страны образовательным учреждением для женщин. Ее идеей было желание подарить своей стране женщин образованных, полезных обществу и своим семьям.
Перед этим государыня собрала все сведения о выдающихся европейских женских воспитательных учреждениях. Но ей ничего не понравилось и поэтому с помощью своего личного секретаря Бецкого разработала новейшую модель института. Это было закрытое учебное заведение, в которое принимали девиц-дворянок с 6 лет и обучали до 18-летия.
В Смольный институт, кроме родителей в определенные дни, не пускали никого, он был полностью закрыт. Сначала в институт приняли 60 девочек, которым надо было в течение 12 лет обучаться наукам, основам искусства, добродетели, а также шитью, танцам и этикету.
Когда Екатерина умерла, институтом стала руководить Мария Федоровна. С этого времени произошли важные изменения: обучение стало длиться 9 лет вместо 12. Девочек-дворянок набирали с 8-9 лет, а из мещанских семей – с 11-12 лет. Мещанок готовили в будущие жены и поэтому читали им «отеческие советы дочери».
Смольный институт с 1764 года находился в здании, построенном Растрелли еще при Елизавете для Смольного. Даже после пристройки третьего этажа здание не подходило для выполнения своей функции. Поэтому в начале 19 века решили построить для института специальное здание под руководством Кварнеги. Открыли его в 1808 году.
Новые покои были намного удобнее – там были и классы для занятий, на втором этаже располагались жилые комнаты. Всех поражал большой парадный зал с великолепными люстрами. Здание было продумано, начиная от интерьеров и заканчивая садом и площадью.
Просуществовал институт до 1917 года, и до сих пор является самым долговечным начинанием Екатерины ІІ.
Архитектура собора
Над строительством собора работали много архитекторов. Поначалу проект был создан Растрелли, и именно он выбрал его архитектурный стиль – барокко. Здание выглядит легким, симметричным и воздушным. Смольный собор украшен лепниной, деталями, которые придают ему роскошь и величие.
С четырех сторон вокруг собора стоят церкви, весь ансамбль выглядит в форме креста.
Спроектировав проект Екатерининского и Зимнего дворца, Растрелли понимал, что хочет Елизавета Петровна, а также учел модные веяния того времени. В проект храма добавились русские традиции, весь комплекс напоминает форму креста в память об Иисусе и евангелистах.
После Растрелли работы по строительству комплекса продолжил его сподвижник Фельтен, который подхватил стиль пышного елизаветинского барокко. В 1768 году к нежно-голубым фасадам добавилась лепнина, созданная по эскизам Растрелли. Башни, барабан и купол храма добавил Казасопра – ещё один сподвижник Растрелли.
В XIX веке проложили печные трубы. Купол покрыли железом и покрасили. Облицовка колонн, ступени, площадки – белый мрамор. Перед Смольным Воскресенским собором была сделана площадь с кованной оградой.
Интерьеры
Внимание в соборе привлекают 3 иконостаса с великолепной резьбой. Различная лепнина церковной тематики и такие шедевры иконописи как «Воскресение Христово», «Введение Пресвятой Богородицы» А. Венецианова дополняют интерьер.
Звонницы и колокольни
Несмотря на то, что Растрелли хотел создать 5-ярусную колокольню, она так и не была построена. Но макет все еще находится в Академии художеств. Лишь один из всех куполов является храмовым, а два других – двухъярусные вогнутые колокольни.
Наверху находятся маленькие луковичные купола, а внизу звонницы, где поместили 12 колоколов из Валдая.
Обзорная площадка
Звонница храма, которая находится справа, имеет отличную смотровую площадку. Там вы можете полюбоваться прекрасными видами северной столицы, увидеть Неву и прочие достопримечательности. Добраться до площадки можно по винтовым и обычным лесенкам, преодолев 278 ступенек.
На площадке находиться совершенно безопасно. Смотреть на город вы будете через зарешеченные проемы в башне. Вы можете принести с собой бинокль и сделать множество фотографий.
Легенды и мифы
Если взглянуть на Смольный собор со стороны, то можно увидеть оптическую иллюзию: храм устремляется ввысь и уходит при этом в землю.
- Нечисть
То место, где был построен Смольный собор, ранее было на слуху у людей как «чертов берег». Те, кто жил там, считались колдунами и друзьями нечисти. К тому же, Петр Великий приказал создать здесь Смольный двор, где хранилась и варилась смола, а как известно, смола у верующих людей ассоциируется с муками ада и местом для грешников.
- Привидения
В советское время поговаривали, что в соборе видели призраков монаха и девушки-смолянки. Кто-то видел призрак аптекаря, который жил рядом с Воскресенским собором. По легенде он пользовался для снадобий кровью голубей, пойманных на звоннице собора. И в какой-то момент он сорвался и упал с высоты. После этого его призрак не раз видели на звоннице.
- Бункер
Когда Смольный собор реставрировали, под землей обнаружили достаточно длинные подземные тоннели. Из-за этого родилась легенда о том, что от собора прорыли ветку метро для того, чтобы при необходимости эвакуировать правительство Санкт-Петербурга. Кстати, под Смольным было организовано первое бомбоубежище в городе.
- Без креста
В 2002 году летний ураган породил еще одну легенду: молния ударила в купол храма и вследствие этого был надломлен крест, который потом вонзился в кровлю. Местные жители подумали о том, что это все связано с проклятым местом, на котором стоит собор.
- Мистическая цифра
Тайна создания собора неразрывно связана с числом 87. К примеру, строительство собора длилось 87 лет, столько же лет в нем проводились службы, а через 87 лет был отслужен первый молебен после закрытия. Люди, которые увлекаются нумерологией, говорят, что 8 – это щит, а 7 – это меч, что говорит о том, что собор защищает Санкт-Петербург.
Где находится
Фактический адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 3/1. Ближайшая станция метро «Чернышевская».
Как добраться
Смольный собор находится довольно далеко от метро. От станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания» идти 30 минут. Лучше доехать на автобусе, троллейбусе или такси.
- От станции метро «Чернышевская»:
Автобус № 46, 22, 136.
Троллейбус №15.
- От станции «Площадь Восстания»:
Автобус №22.
Троллейбус №5, 7.
- Такси
Яндекс. Такси, Убер, Такси Максим, Таксовичкофф и др.
Время работы
Смольный собор — это ныне действующий храм, в котором проводятся службы.
Время работы: каждый день, кроме среды с 07:00 до 20:00.
Звонница работает с 7:00 до 20:00 каждый день.
Кассы закрываются на 1 час раньше.
Экскурсии – в 12:00, 13:00, 14:30, 16:00.
Цена билета
Стоимость входа в Смольный собор – 150 руб.
Для студентов – 90 руб.
Для детей до 18 лет и пенсионеров – 20 руб.
Подъем на звонницу собора – 100 руб.
- Экскурсия:
Стоимость – 200-300 руб.
Пенсионерам, школьникам, студентам – 100 руб.
- Индивидуальная экскурсия:
Группа до 10 чел. по записи – 2000 руб.
- Экскурсия и мастер-класс:
Цена входа – 350 руб.
Смотровая площадка:
Стоимость – 200 руб.
Пенсионерам, школьникам, студентам – 100 руб.
- Детский квест:
Стоимость – 200 руб.
Фото
Видео
Великолепный Смольный ансамбль, воплощенный лучшими архитекторами, украшает культурный город. Светло-голубые тона и кружева лепнины смотрятся воздушно, возвышенно и отлично вписываются в современный ансамбль Петербурга. Посетители советуют подняться на смотровую площадку, так как вид на город действительно потрясающий.
Смольный собор пережил множество потрясений, смену архитекторов и отношения к самому себе, также часто менялось его предназначение. Его стены были свидетелями различных событий, но и сейчас в нем проводятся богослужения, и он функционирует как раньше.
Экскурсии проводятся настолько профессионально, что создают атмосферу того времени, оживляют великого Растрелли, Елизавету и Институт благородных девиц. Экскурсия посвящена истории возведения собора, стилю барокко, отразившего важнейшие события культурной жизни России. Вы узнаете о его трагическом финале после революции. Ценник достаточно бюджетный, поэтому посетить это место, определенно, стоит.